Социально-экономическая и социокультурная ситуация в России в период начала рыночных реформ

Современное состояние менеджмента. Проблемы менеджмента в условиях перехода к рыночным отношениям

Начало рыночной эпохи в России ознаменовалось сильнейшим экономическим спадом, причины которого – дисбаланс директивных цен советской эпохи и мировых цен, сказавшийся сразу, как только внутренние цены были «отпущены на свободу», милитаристская направленность советской экономики с острейшим дефицитом потребительских товаров собственного производства, неконвертируемость рубля и другие причины, частично описанные ниже.

Согласно известной в экономике теории циклов, в периоды спада наибольшие трудности испытывают крупные предприятия, вынужденные сокращать и даже свертывать производство. Удовлетворение спроса населения на различные товары (продукцию, услуги) в это время обеспечивается малыми и средними предприятиями, число которых стремительно возрастает. В обществе, в котором регулирование производства осуществляется экономическими механизмами, накоплена и актуализирована социокультурная и правовая база предпринимательства и бизнеса и, вследствие этого, имеются социальные группы, члены которых готовы взять на себя труд организации малых предприятий, указанный процесс осуществляется как естественный, и на государство ложится лишь обязанность корректировать его. Эта корректировка осуществляется путем распределения и перераспределения налоговых льгот и государственных инвестиций в интересах общества в целом (как их понимают государственные органы), государственного регулирования ставки рефинансирования и ставок налогообложения и, соответственно, процентной ставки банковского кредита (в том числе, предоставления льготных кредитов), создания сети образовательных учреждений для интенсификации численного роста социальных групп, готовых не только в психологическом, но и в культурном отношении к предпринимательской деятельности, а также организации так называемых бизнес-инкубаторов для материальной и консультационной поддержки предприятий в стартовый период.

Условия России на старте экономических реформ коренным образом отличались от описанных выше. Хозяйственная система России не являлась экономической. Она была построена по принципу жесткой функционализации хозяйственных единиц, предусматривающей столь же жесткие взаимосвязи между ними. Каждое «предприятие» «советского» типа не являлось предприятием в западном смысле, т.е. результатом предпринимательства, пусть даже государственного – проблема не в форме собственности, а в том, что такое «предприятие» может «выставить» для обмена или потребления не законченный товар, а лишь некий полуфабрикат – либо способно осуществлять лишь «сборку» готового к употреблению товара из полуфабрикатов. При этом упомянутый полуфабрикат не является рыночным товаром, поскольку имеет единственного (или немногих) возможного потребителя – то «предприятие», которое займется его дальнейшей переработкой или иным употреблением. Каждое такое «предприятие» было, по существу, участком, в лучшем случае – цехом «нормального» предприятия, а последнее порой насчитывало десятки и даже сотни функционализированных производственных единиц, именуемых заводами, конструкторскими бюро и т.п. Подобная ситуация была наиболее характерна для наиболее развитых отраслей народного хозяйства: машиностроения, относящегося к военно-промышленному комплексу, химической и нефтехимической промышленности.

Иллюстрацией сказанного может служить проблемная ситуация, возникшая с обеспечением населения СССР синтетическими моющими средствами (СМС) после первых же событий (межнациональных столкновений) в Сумгаите (1989 г.), приведших к резкому сокращению производства на Сумгаитском заводе синтетического каучука. Причина ее была в том, что ведущий компонент СМС выпускался только этим заводом. Отсутствие дублирования естественно для централизованно планируемого хозяйства; современный западный рынок, благодаря тотальной информатизации, также не представляет собой совокупности независимых конкурирующих производителей, предлагающих однородный товар – раздел рынка между производителями, взаимная согласованность их действий в пределах, допускаемых антимонопольным законодательством, государственное регулирование свойственно в той или иной степени всем странам с развитым рыночным хозяйством и мировому рынку в целом. Тем не менее, выполняется определяющий принцип рыночно-организованного хозяйства – свобода выбора производителя для каждого потребителя и свобода выбора потребителя для каждого производителя. В существующей же российской хозяйственной системе первых лет возрождения рыночного хозяйства эта свобода отсутствовала, поскольку из очень широкого круга продуктов каждый либо выпускался одним производителем, либо был рассчитан на одного или нескольких конкретных потребителей. Такой продукт не может быть продан – он может быть передан или распределен (акт продажи-купли предполагает относительную оценку покупателем предлагаемых к продаже товаров и выбор наиболее подходящего, относительную оценку и выбор покупателя продавцом, ценообразование на основе равновесия спроса и предложения). Речь идет даже не о том, что подобная структура при введении рыночных отношений исключает конкуренцию, а о том, что далеко не каждое «предприятие» вообще может стать субъектом рыночных отношений (по крайней мере, по значительной части номенклатуры его продукции).

При этом технологическая инерционность, отсутствие на большинстве заводов современных автоматизированных систем конструирования, проектирования, подготовки производства, перестраиваемых технологических комплексов, отсутствие навыков эффективного использования имеющихся приводили к тому, что многие «предприятия» не имели возможности изменить номенклатуру продукции и перейти от «полуфабрикатного» к товарному производству. Термин «товарная продукция» по отношению к таким «предприятиям» – не более, чем условность, ибо «товар» не может стать объектом рыночного обращения.

Итак, далеко не всегда существующие «предприятия» обладали достаточной технологической гибкостью, чтобы превратиться из функционализированного производственного участка в полноценное предприятие. Там, где это было возможно, оказалось возможным и возникновение достаточно сильных «ростков» рыночного хозяйствования, подкрепленных материально-производственной базой, человеческим потенциалом и опытом работы. В остальных случаях развитие рыночных отношений стало возможным лишь с появлением новых субъектов рынка – прежде всего, предприятий малого и среднего бизнеса.

В функционализированной производственной системе товарно-денежные отношения не могут служить регулятором производства, поскольку по воле любого производителя любой продукт может быть сделан сколь угодно редким и, следовательно, его цена сколь угодно высокой при хотя бы минимальной полезности продукта; при этом многие потребители «ставятся на колени» отсутствием других производителей и вынуждены соглашаться на любую цену либо отказываться от приобретения товара (как вариант – от оплаты уже полученного товара). Возникновение другого конкурентоспособного производителя невозможно из-за гигантских масштабов созданных функционализированных производителей, конкурировать с которыми реально могут лишь предприятия такого же масштаба.

Однако строительство их было невозможно и нецелесообразно вследствие невозможности обеспечить как инвестирование, так и спрос на продукцию совокупности гигантских производителей – следовательно, даже будучи построенными, новые производители (вместе со старыми) оказались бы нежизнеспособными.

Существовавшую в рассматриваемый период производственную систему часто называют монополизированной, однако это неверно. Функционализированная производственная система принципиально отличается от монополизированной (хотя воздействие обоих типов систем на ценообразование одинаково): монополия образуется путем объединения независимых товаропроизводителей в тресты и иные хозяйственные конгломераты; демонополизация означает разделение этих конгломератов на отдельные хозяйствующие субъекты. Функционализация создается, наоборот, разделением единой производственно-технологической цепи на отдельные части и «разнесением» этих частей по разным «предприятиям»; дефункционализация возможна только путем создания новых конкурирующих производителей и новых потребителей производимых полуфабрикатов.

Важнейшая характеристика российской экономической ситуации рассматриваемого периода – инфляция. Инфляционный процесс того времени характеризуется экспертами как инфляция издержек; начальный толчок инфляции возникает в первичных отраслях (топливно-энергетический комплекс, металлургия, химия), прежде всего, в силу резкого повышения заработной платы, ведущего к увеличению издержек и, следовательно, цены продукции. Затем по цепочке технологических связей инфляция распространяется на отрасли обрабатывающей промышленности и далее. Инфляция этого рода принципиально отличается от обычной для Запада инфляции, вызванной стойким превышением спроса над предложением. Особенность инфляции в России состояла в том, что повышение цены на некоторый товар приводило не к расширению, а к сокращению его производства вследствие сокращения сбыта при неизменном и даже растущем доходе производителя, поддерживаемом дальнейшим ростом цен. Причина этого – отрицательная эластичность рыночного предложения, возникающая вследствие рассмотренных ниже социокультурных причин. Как видно из схемы (рис.2.1.1), рыночное равновесие при отрицательной эластичности предложения является неустойчивым, любое неценовое изменение спроса, приводящее к увеличению цены, немедленно приводит к уменьшению предложения, т.е. спаду производства (см. переход от кривой спроса 1 к кривой 2). При этом процесс повышения цены – падения производства развивается лавинообразно, так как сокращение производства увеличивает относительную редкость товара, что приводит к дальнейшему росту цен (процесс с положительной обратной связью). С другой стороны инфляция издержек перемещает кривую предложения (см. переход от кривой 1 к кривой 2), в итоге новое равновесие, временное и неустойчивое образуется в точке 3, характеризующей рост цены при сокращении количества товара на рынке.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: