Функционально-деятельностное проектирование организации

Движущая сила проектирования – потребность. Формальное описание потребности есть задание на проектирование. Оно разрабатывается на основе описания назначения деятельности, реализуемой в организации. Помимо назначения, в задании на проектирование должны быть учтены ограничения, накладываемые объемлющей системой организации, ее внутренней и внешней средой. В задании должны быть учтены требования реализуемости проекта.

Для описания потребностей целесообразно использовать позиционно-аспектный метод. Схема метода может быть представлена в виде следующей таблицы:

Таблица 3.3.1.

Позиционно-аспектная матрица для функционально-деятельностного
проектирования организации

Позиции Аспекты
  экономический социальный правовой социокультурный идеологический .....
.............................            
.............................            
.............................            

В колонке «Позиции» перечисляются все позиции, функционально или социально связанные с данной организацией. В клетки таблицы вписывается то, что можно сказать о потребностях, которые должна удовлетворять проектируемая организация с точки зрения данного позиционера в данном аспекте. Перечень аспектов должен быть возможно более широким: экономический, социальный (в том числе, социально-психологические, демографические, антропологические, медицинские и другие требования), правовой, производственный, технологический (включающий требования к технологии производства), экологический, социокультурный, идеологический, нравственный, эстетический и др.

При заполнении таблицы нужно по возможности учитывать не только актуальные, но и потенциальные потребности, которые удастся прогнозировать. Следует также иметь в виду, что на реализацию проекта требуется определенное время, в течение которого потребности могут меняться. На часть потребностей можно влиять, управляя ими, следовательно, в отношении таких потребностей требуется не прогнозирование, а знание стратегии или планов изменений.

Кроме потребностей, в той же таблице описываются те ограничения, которые существуют для каждого позиционера в каждом аспекте.

Работа с таблицей после ее заполнения состоит, прежде всего, в том, чтобы выявить и устранить противоречия, которые могут возникнуть между тем, что отнесено к разным аспектам по одной позиции (по одной горизонтали между разными клетками), либо между тем, что отнесено к разным позициям в одном аспекте (т.е. по вертикали). Так, противоречия могут возникать между потребностями поставщика сырья и бизнесмена в экономическом аспекте (поставщик пытается продать дороже, а бизнесмен – купить дешевле), между потребностями бизнесмена в экономическом и социальном аспектах (пытается получить большую прибыль, уменьшая зарплату работников, но сохранить моральный климат в коллективе) – но не могут возникать, например, между потребностями бизнесмена в социальном аспекте и потребителя в экономическом. Желания покупателя дешевле купить продукцию и бизнесмена сохранить моральный климат в коллективе могут войти в противоречие только через экономическое поведение бизнесмена. Противоречия «по диагонали» возникают лишь вследствие противоречий «по горизонтали» и «по вертикали» и не должны рассматриваться самостоятельно.

Необходимо также проверить по каждой клетке таблицы, нет ли противоречий между потребностями данного позиционера в данном аспекте и существующими ограничениями.

Все выявленные противоречия должны быть устранены. Задание на проектирование должно быть непротиворечивым. Противоречия разрешаются, как всегда, созданием некоторого нового качества. В данном случае такое новое качество может задать проектную идею, определяющую весь проект. В этом смысле первоначально противоречивое описание задания может дать более богатое содержание проекта, чем задание, в котором все изначально взаимно согласовано.

Теперь определяющим фактором дальнейшего проектирования становится способ удовлетворения потребностей, который задается проектной идеей. Эта идея должна задавать отличительные характеристики тех деятельностей, которые позволят удовлетворить сформулированные потребности. Идея может быть как инновационной, предусматривающей некоторый новый способ удовлетворения потребностей, так и стереотипной, предусматривающей удовлетворение потребностей некоторыми устоявшимися (или, вообще говоря, известными) способами; в последнем случае имеет место заимствование проектной идеи из делового окружения или собственной практики[115].

Следующий шаг проектирования – составление перечня продуктов всех видов деятельности, которые должны осуществляться в данной организации. Эти продукты должны удовлетворять все сформулированные потребности теми способами, которые определены проектной идеей. В число продуктов, разумеется, входят те, которые явятся товаром бизнеса и будут потребляться внешней средой (объемлющей системой) данной организации. Но, кроме них, в перечне окажется большое количество продуктов иного назначения. Например, если сформулирована потребность работников в психологически устойчивом коллективе, в котором отсутствуют непродуктивные конфликты, то в числе осуществляемых деятельностей должна быть предусмотрена особая деятельность по созданию такого коллектива и поддержанию в нем психологического климата, а сам коллектив и его климат (как характеристика коллектива) явятся продуктом этой деятельности.

Перечень продуктов даст возможность разработать схему процессов производства этих продуктов. На схеме процессов для каждого продукта должен быть указан исходный материал и те промежуточные состояния его, которые предшествуют окончательному превращению материала в продукт. Схема строится таким образом, чтобы на ней были показаны возможности получения разных продуктов из одних тех же материалов или промежуточных продуктов, т.е. объединения некоторых стадий некоторых процессов в один процесс, например (рис.3.3.1):


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: