Переход от традиционного функционального к процессному подходу – кардинальное изменение деятельности компании.
Даже без попытки коренной реорганизации деятельности компании построение процессной бизнес-модели – фиксация бизнес-процессов в виде схем – полезна, она позволяет увидеть многие недостатки организации деятельности компании. Часто обнаруживается неоправданное дублирование операций, иногда – отсутствие нужных операций. Ликвидация этих недостатков способствует повышению эффективности деятельности. Коренная же реорганизация деятельности, построение компании «с чистого листа» с применением процессного подхода, что и предполагает «настоящий» реинжиниринг, в некоторых случаях обеспечивала повышение эффективности в десятки раз.
Процессный подход отнюдь не должен охватывать все, что делается в Компании, а лишь ту часть деятельности, которая непосредственно направлена на удовлетворение потребностей клиентов. «Внутренние» функции с множеством входов и выходов и небольшим числом операций между ними: управление персоналом, бухгалтерский учет и пр. – должны остаться функциями, управляемыми традиционными способами. Однако важно нормативно установить взаимодействие руководителей этих функциональных подразделений с руководителями бизнес-процессов.
|
|
Основной вопрос перехода к процессному управлению компанией формулируется следующим образом: выделять ли «сквозные процессы» или провести границы процессов по подразделениям?
У последней позиции много сторонников как среди менеджеров компаний, так и среди консультантов (придуман даже специальный термин – «Сегментированное управление бизнес-процессами»). Это отвечает сегодняшнему уровню управленческого мышления наших руководителей. Иногда все можно свести к смене терминологии, «измениться, не меняясь».
В таком подходе есть рациональное зерно – регламентация зон ответственности, но оно лежит скорее в области «регулярного менеджмента», чем процессного подхода.
Для российских компаний характерны крайняя неупорядоченность и недокументированность деятельности, размытые зоны ответственности и т.п. В этом смысле постановка «регулярного менеджмента» как технологии наведения первичного организационного порядка крайне полезна. Для этого, согласно классическому подходу, надо инвентаризовать функции возможных исполнителей, а затем построить матрицу закрепления ответственности. Но это не имеет отношения к процессному подходу.
Большинство компаний имеет несколько продуктовых линий (product lines) и, соответственно, несколько групп потребителей с отличающимися требованиями. Для их реализации используются общие специализированные ресурсы предприятия (люди, оборудование, информация), которые сгруппированы по функциональным областям - подразделениям, имеющим свои интересы и критерии оценки эффективности их деятельности. Такая специализация, как уже говорилось, способствует росту производительности, но принципиально не учитывает специфику реализации требований каждой из групп клиентов.
|
|
Только подход, основанный на выделении межфункциональных горизонтальных структур, который позволяет компании «восстановить разорванные связи» с конкретными потребителями, может быть назван процессным. Только он позволяет наилучшим образом удовлетворить на насыщенном рынке их постоянно изменяющиеся потребности, создавая компании сильные конкурентные преимущества.
Бизнес-процесс, согласно определению М.Хаммера и Дж. Чампи, характеризуется двумя важными особенностями:
· он направлен на удовлетворение потребности клиента (заказчика), при этом клиент процесса — это не обязательно клиент компании. Клиент процесса может находиться внутри компании, как это происходит, например, при приобретении материалов для производственных подразделений компании или в процессе внутрифирменных закупок;
· он пересекает организационные границы, то есть протекает «поверх» барьеров, существующих между подразделениями компании.