Товарное производство – это форма общественного производства, при которой продукты изготавливаются для обмена. Простое товарное производство, возникает с появлением общественного труда. Цель товарного производства – получение прибыли. При товарном производстве действуют товарно-денежные отношения, это отношения между людьми в процессе производства и обмена товаров.
Товар – это конечный продукт деятельности предприятия, который подлежит продаже с целью получения прибыли.
Деньги – это мера стоимости определенного товара или услуги.
Необходимость денег вызвана товарным производством. Товарное производство предполагает рассмотрение общих причин, объясняющих необходимость денег во всех экономических формациях.
Общая причина возникновения денег – общественное разделение труда. Товарное производство возможно без денег, но деньги не могут существовать без товарного производства.
Частные причины объясняют необходимость денег в конкретной общественно-экономической формации.
|
|
Частные причины:
1) непосредственный труд каждого производителя является частным трудом. Общественное признание труда возможно только через обмен, таким образом: общественный характер труда скрыт, т.е. деньги необходимы для соизмерения затрат на создание продукта;
2) неоднородность труда, обусловливающая распределение материальных благ в зависимости от затрат человека;
3) уровень развития производительных сил предопределяет распределение материальных благ по затратам энергии;
4) наличие разных форм собственности на средства производства и продукты труда;
5) стремление людей потреблять максимальное количество благ;
6) наличие международного разделения труда, международных экономических связей, требующих эквивалентного обмена продуктами труда между странами. Сущность денег раскрывается через формы ее проявления:
1) деньги как всеобщий эквивалент товаров.
Деньги – товар особого рода, который имеет внутреннюю стоимость, и через этот товар измеряется стоимость;
2) потребительная стоимость – форма проявления стоимости, заключенной в товаре, находящемся в относительной форме стоимости;
3) деньги как форма всеобщей обмениваемости.
Одной из черт, характеризующих сущность денег, является их всеобщая непосредственная обмениваемость на все другие товары. (Товар – это продукт на продажу, имеет потребительную стоимость, проявляющуюся в денежной форме – стоимости). Это свойство проявляется во всех формациях, но характеризуется в зависимости от сфер применения денег. В условиях рыночного хозяйства данная черта достигает своего апогея. Рабочая сила превращается в товар. Предметом купли-продажи становятся на только продукты труда, но и природные богатства, моральные качества человека. В социалистическом обществе сфера применения денег сужается;
|
|
4) кредитный характер денег. В современных условиях деньги имеют кредитный характер, что проявляется в том, что деньги выпускаются, во-первых, в процессе кредитных операций, во-вторых, представляют собой кредитные операции государства. Деньги выпускают в оборот на нужды кредитования народного хозяйства, а не на цели покрытия бюджетного дефицита.
Товар – это продукт труда, предназначенный для обмена. Но, для того чтобы стать товаром, продукт должен обладать двумя свойствами: стоимостью и потребительной стоимостью. Способность удовлетворять общественную потребность, быть полезной людям – это потребительная стоимость. Человек трудится ради удовлетворения потребностей, поэтому потребительная стоимость – вечная категория, но она тоже развивается и изменяется. Как потребительные стоимости все товары различны, и, чтобы обменять одну вещь на другую, нужно, чтобы они обладали общей чертой – имели стоимость.
Закон стоимости
Сущность закона стоимости заключается в том, что все товары производятся и обмениваются на основе общественного необходимого труда. Закон стоимости выполняет следующие функции.
1. Регулятор пропорций производства. Цены на рынке зависят от спроса и предложения. Если предложение не удовлетворяет спрос, а цены на данный товар растут, это означает, что его производители, продавая товар по повышенным ценам, получают большие доходы. В погоне за этими доходами другие производители направляют свои капиталы в данное производство, что ведет к изменению пропорций между отдельными отраслями и производствами. Когда рынок будет насыщен товарами и цены начнут падать, произойдет отток капиталов в другую отрасль, более доходную в данный период. Такой процесс идет постоянно.
2. Дифференциатор товаропроизводителей. Так как товары продаются по стоимости, то те производители, у кого индивидуальная стоимость выше общественной, не выдерживают конкуренции и разоряются. Те, кто производит товары с затратами ниже общественных, обогащаются.
3. Стимулятор развития производительных сил. Производитель, внедривший новшество, позволяющее повысить производительность труда, производит товары с индивидуальной стоимостью меньшей, чем общественная. А продает их по общественной стоимости. Следовательно, он получает дополнительную прибыль. Это происходит до тех пор, пока новшество не получит общественного распространения и не приведет к снижению общественно необходимых затрат труда.