Бизнес-план описывает цели и задачи, которые необходимо решить предприятию как в ближайшем будущем, так и на перспективу. В нем содержаться оценка текущего момента, сильных и слабых сторон проекта, анализ рынка и информация о потребителях продукции или услуг.
Ценность бизнес-плана определяется тем, что он:
Ø дает возможность определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции;
Ø содержит ориентир, как должен развиваться проект (предприятие);
Ø служит важным инструментом получения финансовой поддержки от внешних инвесторов.
Бизнес-план следует разрабатывать не только при обосновании нового вида деятельности в области предпринимательства, но также в ряде других случаев:
– при выходе новой или уже выпускаемой продукции на новые рынки;
– при необходимости привлечения инвестиций;
– при получении кредитов, при составлении планов финансовой деятельности;
– при росте объемов производства продукции;
При разработке бизнес-плана должны максимально учитываться следующие требования:
|
|
– достоверность (отражение истинного состояния дел на предприятии);
– своевременность (составление и соответственно использование по назначению в нужное время);
– достаточность (наличие минимально необходимого объема информации);
– понятность и доступность для восприятия.
Состав бизнес-плана и степень его детализации зависят от размеров будущего проекта и сферы, к которой он относиться, а также от размера предполагаемого рынка сбыта, наличия конкурентов и перспектив роста создаваемого предприятия.
Примерный состав бизнес-плана:
Вводная часть (Резюме)
Вводная часть, как правило, пишется уже после того, как составлен весь план. Она должна быть краткой (не более 2-3 страниц) и трактоваться как самостоятельный рекламный документ, так как в ней содержаться основные положения всего бизнес-плана. Именно первое знакомство потенциального инвестора с планом является определяющим для судьбы проекта и поэтому резюме должно быть проработано таким образом, чтобы вызвать к нему интерес. В нем указывается:
· название и адрес предприятия,
· имена и адреса учредителей,
· описание предприятия, его специфических черт, какой путь прошло предприятие на сегодняшний день,
· описание ситуации на рынке и в отрасли,
· преимущество продукции или услуг предприятия, ресурсы компании и ее текущее финансовое состояние,
· долгосрочные и краткосрочные цели проекта, какого роста можно ожидать, какие доходы предполагается получить, за какой период времени,
· потребность в инвестициях, как они будут использованы, предполагаемые источники финансирования, как они будут возвращаться инвесторам,
· ключевые экономические показатели эффективности проекта,
· какие риски и какие вознаграждения могут ожидать инвесторов.