По географическому положению;
По субъектам;
По объектам;
Структура рынка - это внутреннее строение, расположение, порядок отдельных элементов рынка, их удельный вес в общем, объеме рынка.
Многокритериальный характер структуры рынка.
Основные критерии для характеристики структуры рынка:
Объектную структуру рынка характеризуют:
1) Потребительский рынок.
2) Рынок недвижимости.
3) Рынок рабочей силы.
4) Рынок земли.
5) Рынок инвестиционных товаров.
6) Финансовые рынки.
7) Рынок интеллектуальных продуктов.
Структуру рынка по субъектам можно рассматривать в самом общем виде как взаимодействие на рынках интегрированных субъектов:
1) домохозяйств - так принято условно обозначать потребителей, одновременно являющихся поставщиками необходимых для функционирования экономики ресурсов;
2) фирм (сектора бизнеса) - производителей товаров и услуг и потребителей экономических ресурсов.
3) государство, являющееся, с одной стороны, самым крупным потребителем, с другой - самым крупным поставщиком и производителем товаров и услуг, часто совершенно особых
|
|
Рассмотрев объектно-субъектную структуру рынка, мы можем представить воспроизводственную структуры рыночного хозяйства, использующего деньги, как упрощенную схему кругооборота продукта и дохода.
Верхняя половина диаграммы дает картину рынка ресурсов. На нем домохозяйства прямо и косвенно (через находящиеся в их собственности фирмы) владея всеми экономическими, поставляют эти ресурсы фирмам, осуществляют предложение ресурсов. Предпринимательский сектор является здесь покупателем, то есть предъявляет спрос на ресурсы, с помощью которых производятся товары и услуги.
В обмен на предложенные ресурсы домохозяйства получают денежные доходы в виде:
· заработной платы - дохода от продажи рабочей силы;
· ренты - дохода от предоставления земли, недвижимости;
· процента - дохода от предоставления предпринимательскому сектору временно свободных денежных ресурсов;
· прибыли как вознаграждения за предпринимательскую деятельность и т.п.
На рынке продуктов роли покупателя и продавца меняются на противоположные. Домохозяйства предъявляют спрос, выступают теперь покупателями потребительских товаров и услуг, тратя денежные доходы, полученные на рынке ресурсов, а фирмы осуществляют предложение, становятся поставщиками и продавцами товаров и услуг, получают взамен проданных благ доходы.
Взаимодействие спроса и предложения лежит в основе определения цен на товары.
В результате взаимодействия домохозяйств и фирм на товарном и ресурсном рынках, в рыночном хозяйстве идет:
|
|
1) кругооборот ресурсов и продукта. Он на схеме изображен как движение против часовой стрелки. Это - реальный (или материальный) поток.
2) кругооборот доходов и расходов, изображенный как движение по часовой стрелке. Это - денежный поток.
Территориальная структура рынка - это рассмотрение рыночной структуры по критерию географических и административных границ. В этой связи различают:
1) местный рынок;
2) национальный рынок;
3) мировой рынок.
По степени ограниченности конкуренции выделяют четыре типа рынков, на которых могут действовать хозяйствующие субъекты:
1) рынок чистой (совершенной) конкуренции;
2) рынок монополистической конкуренции;
3) олигополистический рынок;
4) монополизированный рынок.
Для характеристики этих рыночных структур будем использовать таблицу, предложенную К. Макконнелом:
Характеристика | Чистая конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Чистая монополия |
Число фирм | Очень большое число | Много | Несколько | Одна |
Тип продукта | Стандартизованный | Дифференцированный | Стандартизированный или дифференцированный | Уникальный, нет заменителей |
Контроль над ценой | Отсутствует | Слабый | Взаимная зависимость (следование за лидером); значительный при тайном сговоре | Значительный |
Условие входа на рынок | Свободный вход и выход | Сравнительно легкие | Наличие существенных ограничений | Блокировано |
Неценовая конкуренция | Отсутствует | Инструменты маркетинга | Типична при дифференциации продукта | Public Relations |
Примеры | Сельское хозяйство | Розничная торговля, производство одежды, обуви, продовольствия | Производства стали, машин, компьютеров, автомобилей. | Электрические сети |