Финансовая система состоит из двух частей государственного бюджета и внебюджетных фондов.
Финансовая политика государства выполняет мобилизационные, распределительные и еонтрольные функции.
Государственные финансы. Бюджетная и налоговая система в условиях рыночного хозяйства.
Бьет по людям, получающим фиксированные доходы.
3. Идет утечка национального капитала за границу.
4. Инфляция - самый тяжелый налог, особенно на средне- и малоимущие слои. Она обесценивает трудовые доходы и доходы от предпринимательской деятельности.
Инфляция может увеличить реальные доходы, обусловить получение выгоды следующими категориями субъектов:
· посредниками, занятыми перепродажей товаров, ценных бумаг, валюты
· лицами, получившими кредиты или недвижимость по долгосрочным договорам
· людьми, вложившими средства в недвижимость и ценности;
· лицами, олицетворяющими государственно-монополистические структуры.
12.1. Государственные финансы: сущность, функции, структура.
|
|
12.2. Государственный бюджет. Бюджетная система. Бюджетный федерализм.
12.3. Принципы и задачи налогообложения. Виды налогов. Налоговая система Российской Федерации.
12.1. Государственные финансы: сущность, функции, структура.
Термин «финансы» происходит от латинского «financia» - денежный платеж. В широком смысле «финансы» - совокупность всех денежных средств, которыми обладают домашние хозяйства, предприятия и государство.
Вся совокупность денежных средств государства и система связанных с ними экономических отношений называется государственными финансами.
Государственные финансы включают в себя:
a) государственный бюджет;
b) специальные внебюджетные фонды (социального страхования, занятости населения, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд и другие.)
Мобилизационная функция проявляется в поступлении денежных средств на государственные нужды, которые влияют на развитие общества.
Распределительная функция связана с перемещением доходов из сферы производства и иные сферы хозяйствования.
Контрольная функция заключается в том, что финансовый контроль и государственный аудит на обеспечение развития государственного и частного предпринимательства
Главным звеном финансовой системы является -государственный бюджет, который, во-первых, представляет собой крупнейший централизованный денежный фонд, предназначенный для обеспечения реализации задач и функции органов государственной власти и местного самоуправления.
С другой стороны, бюджет - основной финансовый план соответствующего уровня государственной власти или местного самоуправления, где указываются их доходы и расходы.
|
|
Бюджетные отношения можно объединить в три группы:
1. Отношения по поводу бюджетного устройства и бюджетной системы.
2. Отношения по поводу разграничения доходов и расходов между бюджетами.
3. Отношения по поводу формирования и исполнения бюджета (бюджетного процесса).
Федеративное государственное устройство, утверждающееся в России, предполагает выделение в составе государственного бюджета следующих относительно самостоятельных звеньев:
· федеральный (республиканский) бюджет;
· бюджеты субъектов федерации (региональные бюджеты);
· местные бюджеты (бюджеты муниципальных образований).
Консолидированные бюджеты - свод бюджетов нижестоящих территориальных уровней и бюджета соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования, используемый для расчетов и анализа.
Бюджет организуется в виде баланса доходов и расходов за определенный период.
В качестве основных принципов бюджетного федерализма выделяются:
· самостоятельность бюджетов разных уровней, которая предполагает:
Ø закрепление за каждым уровнем власти и управления источников
Ø доходов; вправо самостоятельно определять направления расходования
Ø бюджетных средств на каждом бюджетном уровне;
Ø недопустимость изъятия дополнительных доходов и неиспользованных или дополнительно полученных средств в вышестоящие бюджеты;
Ø вправо на компенсацию расходов, возникающих в результате решений, принятых вышестоящими органами власти и управления;
Ø вправо предоставления налоговых и иных льгот только за счет собственных доходов и т.д.
Совокупность принципов и механизмов бюджетно-финансовых отношений между различными уровнями власти и управления в федеративных государствах принято обозначать термином "бюджетный федерализм".