Мировые образовательные тенденции и образование в РБ
Образование как механизм развития личности. Функции и модели образования.
Образование – процесс обучения и воспитания в интересах человека, общества, государства, направленный на сохранение, приумножение и передачу знаний новым поколениям, удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном, физическом развитии, на подготовку квалифицированных кадров для отраслей экономики.
Система образования – совокупность государственных образовательных стандартов, а также сети реализующих их образовательно-воспитательных учреждений и органов управления образованием.
Различают две функции образования – воспроизводство и развитие и соответствующие им модели образования – поддерживающую (традиционную) и инновационную.
Поддерживающее образование - Процесс и результат учебной деятельности, направленный на поддержание и воспроизводство существующей культуры, социальной системы, социального опыта, его сохранение и наследование. Инновационное образование - Процесс и результат учебной деятельности, направленный на обучение личности прогнозировать принципиально новую ситуацию в условиях, допускающих неопределенность. Носит исследовательский характер.
|
|
Современные мировые образовательные тенденции:
1повышение роли образования в обществе и общественном сознании; 2 создание системы непрерывного образования: образования через всю жизнь, в котором все ступени продолжают и дополняют друг друга; 3 учет национальных традиций, актуальность гражданского воспитания; 4 стандартизация содержания образования, внедрение обязательного базового компонента – фундаментальных логически завершенных знаний как основы жизни в современном обществе; 5 информатизация на основе модернизации материально-технической базы; 6 гуманитаризация: введение в содержание образования дисциплин о человеке; 7 индивидуализация: организация образовательного процесса с учетом индивидуальных особенностей, потребностей, интересов, способностей и возможностей человека; 8 дифференциация: средство индивидуализации в практике образования.
Процессы развития мирового образовательного пространства на демократической основе регулируются Международной организацией по сотрудничеству в области образования, науки, культуры ЮНЕСКО, начиная с 1945 года. В данную организацию входят 190 стран мира.
Национальная система образования Республики Беларусь является государственной, светской системой, характеризуется демократическим централизованным государственно-общественным управлением на основе гласности.
|
|
Принципы государственной политики нашей страны в области образования:
1приоритетность образования; 2 обязательность общего базового образования, осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;3 доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования; 4 преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования, диалектический подход к традициям и инновациям в педагогическом процессе; 5 приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистический характер; 6 научность; ориентация на мировой уровень развития образования; 7 экологическая направленность; 8 единство обучения с духовно-нравственным и физическим воспитанием и развитием личности.
Уровни национальной системы образования:
- основное: дошкольное, общее базовое, общее среднее, профессионально-техническое, среднее специальное образование, высшее образование, послевузовское образование.
- дополнительное: внешкольное воспитание и обучение; повышение квалификации и переподготовки кадров;
в РБ - уровень грамотности взрослого населения (99,7 %), уровень грамотности молодежи в возрасте от 15 до 24 лет (99,8 %), коэффициент общего количества обучающихся в начальных классах (94 %).