Денежный мультипликатор

Денежно-кредитный мультипликатор – это коэффициент увеличения (сокращение) избыточных резервов банковской системы, который образуется в результате процесса создания новых банковских депозитов (безналичных денег) в процессе кредитования клиентов банками на основе дополнительных свободных резервов, которые поступили в банк извне. Коэффициент взаимосвязи между увеличением (сокращением) избыточных резервов банковской системы и суммой новых кредитных денег, которую она может создать, основывается на принципе: потерянные кредитные ресурсы одним коммерческим банком в результате предоставления кредитов своим клиентам становятся достоянием другого и используются им уже как собственные средства для предоставления в безналичной форме своим клиентам. То есть каждая денежная единица, которая выпускается одним коммерческим банком создает кредитные резервы другим банкам.

Возможность банка производить избыточные резервы ограничивается необходимостью формировать коммерческими банками обязательных резервов, размеры которых определяются резервной нормой, регулируемой законодательно. Она определяется НБУ в процентах к банковским пассивам, обеспечивает банковской системе достаточную ликвидность в периоды неблагоприятной конъюнктуры и позволяет государству регулировать массу денег в обращении:

М=1/Рн

где Рн - резервная норма.

Для определения всей массы денег, которую способна создать одна денежная единица избыточных резервов при данной резервной норме, рассчитывается денежно-кредитный мультипликатор:

где ММ - денежно-кредитный мультипликатор на определенный момент; М0 - масса денег в обращении вне банков; Д - масса денег в депозитах коммерческих банков; Р - сумма резервов коммерческих банков (деньги на корреспондентских счетах и в кассах банков).

Слишком высокий коэффициент мультипликации может нарушить равновесие на денежном рынке и спровоцировать инфляцию.

Величина денежно-кредитного мультипликатора зависит от:

а) нормы обязательного резервирования;

б) использования одолженных средств клиентами банка для наличных платежей, что прекращает процесс мультипликации и снижает его общий уровень;

в) снижение спроса на займы и рост заемного процента уменьшает предоставление ссуд и формирования депозитных вкладов в банках;

г) рост поступлений наличности на счета клиента или продажи части активов на межбанковском рынке способен увеличить размер коэффициента мультипликации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: