Понятие экологического права, его цели и задачи

Т Е М А № 10

Исполнение приказа или распоряжения.

Обоснованный риск.

Пребывание среди соучастников преступления по специальному заданию.

Не подлежит уголовной ответственности лицо, которое, выполняя в соответствии с действующим законодательством специальное задание по предупреждению или раскрытию преступления и действуя с другими его участниками, вынужденно совершит преступление.

Это правило не применяется к лицу, совершившему особо тяжкое или тяжкое преступление, связанное с посягательством на жизнь или здоровье человека.

Риск признается обоснованным, если совершенное деяние соответствует современным научно-техническим знаниям и опыту, а поставленная цель не могла быть достигнута не связанными с риском действиями и лицо, допустившее риск, предприняло все возможные меры для предотвращения вреда правоохраняемым интересам.

Риск не признается обоснованным, если он заведомо был сопряжен с угрозой экологической катастрофы, общественного бедствия, наступления смерти или причинения тяжкого телесного повреждения лицу, не выразившему согласия на то, чтобы его жизнь или здоровье были поставлены в опасность.

Не является преступлением причинение вреда охраняемым интересам лицом, действующим во исполнение обязательного для него приказа или распоряжения, отданных в установленном порядке. Уголовную ответственность за причинение такого вреда несет лицо, отдавшее незаконный приказ или распоряжение.

Лицо, совершившее умышленное преступление по заведомо преступному приказу или распоряжению, несет уголовную ответственность на общих основаниях.

Основы экологического права

1.Понятие экологического права.

2. Ответственность за нарушение норм экологического законодательства.

Экологическое право – это совокупность норм права, регулирующая общественные отношения в области использования, воспроизводства, охраны и защиты природных объектов и ресурсов, в сфере взаимодействия общества и природы.

Экологическое право является комплексной отраслью права. Комплексный характер отрасли проявляется в нескольких уровнях.

Первый уровень, сложившийся в процессе использования природных ресурсов, основан на естественных особенностях природных компонентов.

Второй уровень представляют нормы иных отраслей права регулирующих экологические отношения.

Третий уровень представлен нормами международного права окружающей среды, также в свою очередь объединенными в отрасль международного публичного права – международное право окружающей среды.

Предметом ЭП выступают экологические правоотношения, т.е. правоотношения, возникающие в процессе взаимодействия общества и природы по поводу природопользования и охранены окружающей среды. Эти отношения подразделяются на два вида: природоресурсные и природоохранительные.

Природоресурсные отношения возникают в области рассмотрение проблемы правового режима охраны использования природных ресурсов с целью удовлетворения материальных и культурных потребностей людей.

Природоохранительные выражают требования охраны окружающей среды в процессе ее хозяйственного использования.

Отношения в области взаимодействия общества и природы, будучи урегулированными нормами ЭП, становятся экологическими правоотношениями.

Субъектами экологических правоотношений являются:

- РБ;

- гос. органы, обладающие компетенцией по регулированию экологических отношений;

- Советы депутатов;

- белорусские и иностранные физ. и юр. лица;

- иностранные государства и м\н организации.

Объектом экологических правоотношений является окружающая среда.

Окружающая среда – это совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов.

Составляющими окружающей среды являются:

1. Природа, или природная среда, - это совокупность естественных условий жизнедеятельности человека.

Природно-антропогенные объекты - природные объекты, измененные в результате хозяйственной или иной деятельности, или объект, созданный человеком, обладающий свойствами природного объекта (зоны отдыха, парки, ботанические сады).

Антропогенные объекты – объекты, созданные человеком для обеспечения его социальных потребностей и не обладающие свойствами природных объектов.

Источниками экологического права являются НПА содержащие эколого-правовые нормы, которые в своей совокупности формируют экологическое законодательство, состоящее из природоохранительного и природоресурсного законодательства.

Природоохранительное законодательство устанавливает отдельные эколого-правовые институты: экологическая экспертиза; налоги за пользование природными ресурсами; обращение с отходами; правовой режим зон черезвычайных экологических ситуаций; правовой режим особо охраняемых природных территорий, а также включают нормы об охране окружающей среды в населенных пунктах, в промышленности, в строительстве, на транспорте, в с/х и т.д.

Природоресурсное законодательство включает несколько самостоятельных подотраслей экологического законодательства: земельного, о недрах, водного, лесного, животного мира, об атмосферном воздухе и животном мире, каждая из которых представляет собой совокупность НПА, регулирующих порядок и условия использования и охраны соответствующих природных объектов и комплексов.

Право природопользования как правовой институтпредставляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рационального использования природных ресурсов.

Формами природопользования являются: общее природопользование и специальное природопользование.

Общее природопользование обусловлено естественными жизненными процессами взаимодействия человека и природы и может осуществляться безо всяких нормативных предписаний. Общее природопользование осуществляется гражданами безвозмездно без закрепления природных ресурсов за пользователями и без получения соответствующего разрешения.

Специальное природопользование в отличие от общего требует правового регулирования. Это обусловлено тем, что по законодательству РБ природные ресурсы - недра, вода, леса, животный мир, большая часть земли (за исключением земельных участков приобретенных гражданами для ведения личного подсобного хозяйства, строительства и обслуживания жилого дома, коллективного садоводства, дачного строительства; земельных участков, находящихся в собственности юр. лиц при приватизации объектов гос. собственности) – являются объектами государственной собственности, и физическим и юр. лицам могут быть предоставлены лишь в пользование.

Право специального природопользования обладает следующими признаками:

1. Разрешительный порядок.

2. Лицензионный порядок возникновения права специального природопользования.

3. Целевой характер природопользования.

4. Рациональность природопользования.

5. Платность природопользования.

Содержание права природопользования представляет собой совокупность прав и обязанностей, которыми законодательством наделены субъектыправа природопользования. Права и обязанности у субъектовправа природопользования возникают с момента получения ими документов, удостоверяющих право природопользования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: