Образуйте все возможные формы причастий

Проанализируйте употребление глаголов. Укажите смешение субъектно- объектных отношений и возникающее при этом неясность, двусмысленность высказывания в результате не правильного использования возвратных глаголов.

Исправьте предложения, обратив внимание на глагольное управление.

Поставьте данные в скобках глаголы в форме настоящего (будущего) времени.

Вставьте пропущенные буквы.

Вставьте пропущенные буквы.

Чередующиеся и нечередующиеся гласные в видовых парах глаголов.

Таблица 3

Таблица 2

Неопределенная форма глагола Рекомендуемая форма (с чередованием гласных в корне)
полоскать полощет (-ут)
плескать плещет (-ут)
колыхаться колышется (-ут)
колебать (-ся) колеблет (-ут) (-ся)
рыскать рыщет (-ут)
махать машет (-ут)
щипать щиплет (-ют)
глотать гложет (-ут)
кликать кличет (-ут)
кудахтать кудахчет (-ут)
мурлыкать мурлычет (-ут)
сыпать сыплет (-ют)
О/А О/О
затр о нуть – затр а гивать осп о рить – осп а ривать усв о ить – усв а ивать успок о ить - успок а ивать Опоз о рить – опоз о ривать Обусл о вить – обусл о вливать Подыт о жить – подыт о живать Узак о нить – узак о нивать
Осв о ить – осв а ивать Застр о ить –застр а ивать Удв о ить – удв а ивать Удост о ить -удост а ивать Опор о чить – опор о чивать Приур о чить – приур о чивать Уполн о мочить- уполн о мочивать Озаб о тить – озаб о чивать Оп о шлить - оп о шливать

Задания для практической работы.

1.Маленькие речушки в засуху обезвод…ли.

2.Мелиораторы обезвод…ли сырой участок.

3.В схватке с противником он обессил…л.

4.Партизаны обессил…ли французов.

1.Я понял, что осп…ривать мнение этого господина невозможно.

2.Какое-то дело легло на плечи, озаб…чивало меня.

3.Переговоры о регламенте турнира уполном…чивались вести капитаны команд.

4.Наличие лесов обусл…вливает климат.

5.Все мои силы сосредот…чивались на написании этой статьи.

1.(Метаться) волны толпой разъяренной, (плескать), (клокотать) и (стонать).

2.Илья (останавливаться) и (махать) матери.

3.Ветер чуть (колебать) листву и (колыхать) траву.

4. (Сыпать) черемуха снегом.

Глагольное управление - принцип построения фразы, при котором глагол требует определённую форму зависимого слова.

1.Новый руководитель заслужил уважения.

2.Проект заслуживает одобрение.

3.Вся деятельность врачей направлена для уничтожения страданий человечества.

4.Болезнь и связанные с ней пропуски занятий повлияли на знаниях студента.

5.Эта награда ещё раз подтверждает о значении творчества писателя.

Укажите речевые ошибки в употреблении глагольных форм (использование просторечных вариантов, употребление не переходных глаголов в значении переходных, не мотивированное обращение к возвратным формам ошибки в выборе видо-временных форм глагола и пр.).Устраните замеченные ошибки предложив варианты стилистической правки.

1. Машина за машиной подходили и нагружались овощами.

2. Продолжали вестись капитальные исследования в области теории животноводства.

3. Магнитогорский металлургический комбинат ежегодно заносился на Доску почета…

4. 250 га, которые занимались кукурузой, после глубокой вспашки обрабатывали дисковыми боронами.

5. Теперь наш участок занялся жильем.

6. Циклон грозился наводнением.

7. Небо охватывается заревом и становится жутко.

8. Работы выполняются с высоким качеством.

9. В последние время ослабла связь между коллективом цеха и учащимися профтех училища.

10. Семена помещают в банку, которую закупоривают и залипают сургучом или парафином.

11. Скипятите ¼ литра молока и разведите в нем 10 грамм размоченной желатины.

12. Дерево развешало густые ветви, так что под ним могли удобно поместиться наши машины.

13. Ханов бросил на ходу: «Я спешу, машина сломалась». Но товарищам он отказать не смог, и машина вдруг исправилась.

14. Я добился, чего хотел. Пусть другие подерзят!

15. Спектакль давался на сцене 18 лет подряд за это время старались актеры и зрители, но, мне кажется, настроение в зале не изменилось.

16. Парвицкого обхаживала шумная слава и отходила к другим.

17. Писатель выводил героя, который сам не умеет одеть чулки и целыми днями пролеживает на диване.

· Причастие.

Задания для практической работы.

66. Учитывая спряжение глаголов, укажите нужный суффикс:

ре..щий, леле..мый, стро..щий, стро..мый, кол..щий, гон..щий, стел..щий, перестраива..мый, мол..щий, вид..мый,пробива..мый, закач..нный – закач..вший (газ в баллон),перевоз..мый.


Открывать – открыть;

вязать – связать;

находить – найти;

разглядывать – разглядеть;

рассматривать – рассмотреть;

склонять – просклонять;

слышать – услышать;

напоминать – напомнить.


68. В каких словосочетаниях пишется – нн -?

1. моче..ые яблоки;

вымоче..ые в уксусе кусочки филе;

сельдь вымоче..а в молоке.

кипяче..ое молоко; вскипяче..ое молоко;

кипяче..ое на медленном огне молоко;

некипяче..ое молоко; недокипячё..ное молоко.

2. Девочка воспита..а мамой в уважении к труду.

Фирма не образова..а вновь, а лишь реконструирова..а.

Грохот колес отозвался гулким эхом на огромном, моще..ом дворе.

3. Как-то однажды сестра Саша попросила меня пересмотреть старый сундук, наполне..ый книгами, оставшимися от отца и испещре..ыми на полях его замечаниями, и тетрадями, исписа..ыми его рукою, которые она свято хранила и перечитывала.

69. Раскройте скобки. Вставьте пропущенные буквы, знаки препинания.

1.Вспоминает (не) конче…ный путь, слишком рано оборва…ный праздник.

2. Груда (не) чита..ных газет валялась на столе и уже покрывалась пылью и трубочным пеплом.

3. А двоечников - человек пять лежащих на койках, тусклых, как (не) чище…ная бляха.

4. Тишина (н..) нарушаемая (н..) движением (н..) ветром особенно поразительна.

5. Откуда (то) д..носился тр..вожный крик (н..) уснувшей птиц...

6. (Не) прочита..ные (во)время журналы убра..ны в шкаф.

7. Пр..рвавшись из (за) гор первый луч.. (не) взошедш..го для нас со..нца к..снулся каме..ного утёса.

8. (В) далеке слыш..т..ся гром (не) ра..кат..вающ..ся а глухо рокоч..щ...

9. Мы бр..дём по той д..ро..к.. где (н..) скош..на трава


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: