Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………..…………………. | ||
Тема1. | ВВЕДЕНИЕ В КУРС УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ………………... | |
1.1. | Предмет и задачи курса. Методология управления качеством | |
1.2. | Управление качеством как фактор успеха предприятия в конкурентной борьбе | |
1.3. | История развития систем управления качества | |
Тема2. | ОБЩИЕ ПОНЯТИЯ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ | |
2.1. | Основные понятия и определения | |
2.2. | Показатели качества как основная категория оценки потребительских ценностей | |
Тема3. | ПРОЦЕСС И СОДЕРЖАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ | |
3.1. | Взаимосвязь общего менеджмента и менеджмента качества | |
3.2. | Петля качества. Цикл Деминга | |
3.3. | Механизм управления качеством | |
3.4. | Существующие системы управления и их сущность | |
3.4.1. | Система тотального управления качеством | |
3.4.2. | Система «ДЖИТ» | |
3.4.3. | Комплексная система управления качеством продукции (КСУКП) | |
Тема4. | ОБЩИЕ ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ПРОДУКЦИИ | |
4.1. | Планирование процесса управления качеством | |
4.2. | Организация, координация и регулирование процесса управления качеством | |
4.3. | Мотивация | |
4.3.1. | Общий обзор мотивационных процессов при управлении качеством | |
4.3.2. | Премии по качеству | |
4.4. | Контроль, учет и анализ процессов управления качеством | |
4.4.1. | Организация контроля качества продукции и профилактики брака | |
4.4.2. | Методы контроля качества, анализа дефектов и их причин | |
4.4.3. | Статистические методы контроля качества | |
Тема5. | СПЕЦИАЛЬНЫЕ ПОДСИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ | |
5.1. | Стандартизация в системе управления качеством | |
5.1.1. | Сущность процессов стандартизации | |
5.1.2. | Система стандартизации России | |
5.1.3. | Система международных стандартов | |
5.2. | Сертификация | |
5.2.1. | Основные предпосылки сертификации. Нормативная сфера сертификационной деятельности государства | |
5.2.2. | Методические основы проведения сертификации в Российской Федерации | |
5.2.3. | Международная практика сертификации | |
ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ | ||
ЛИТЕРАТУРА | ||
ПРИЛОЖЕНИЯ |
В рыночной экономике огромное внимание уделяется проблемам качества, обусловленное наличием конкурентной среды. По методам осуществления конкуренция делится на ценовую (вытеснение конкурентов путем снижения, сбивания цены) и неценовую, при которой та же цена предлагается за товар с более высокими качественными параметрами и комплексом услуг, что означает в терминах маркетинга «товар с сопровождением», т. к. только качество может привлечь потребителя.
|
|
В странах с развитой рыночной экономикой конкурентная борьба обусловила разработку программ повышения качества. В научных исследованиях и в практике возникла необходимость выработки объективных показателей для оценки способностей фирм производить продукцию с необходимыми качественными характеристиками, подтверждаемыми сертификатом соответствия на продукцию. Многие фирмы-производители имеют системы качества, соответствующие международным стандартам. В современных условиях именно сертификат на систему качества служит решающим фактором для заключения контракта на поставку продукции. Успешная реализация качественного продукта потребителю является главным источником существования любого предприятия. История многих зарубежных и отечественных компаний – яркое подтверждение этого. Такие компании, как «Макдональд», «Тойота», «Делта Эйрлайнз», «Термо Кинг», ОАО «Уфимское моторостроительное производственное объединение», АО «Ижорские заводы» (Санкт-Петербург), АО «Нитрон» (Саратов) и др. – вот положительный пример этой зависимости. Но немало примеров, свидетельствуют о том, что фирмы терпят неудачи, т. к. качество их продукции не соответствует ожиданиям потребителей.
|
|
Вопросам управления качеством посвящены многие исследования ученых различных стран, накоплен значительный опыт в области менеджмента качества, поэтому важно обобщить основные положения теории и практики в данной области.
Курс «Управление качеством» входит в стандарт подготовки специалистов в области экономики и менеджмента. Его значение обусловлено той ролью, которую играет качество в рыночной экономике.
В рыночной экономике производитель и потребитель находят друг друга на рынке, их мотивации базируются на финансовом выигрыше и максимизации потребительского эффекта. При этом потребитель выбирает между лучшими товарами различных производителей, являясь главной фигурой, определяет направления развития производства, приобретая товары и услуги по собственному желанию, этим указывая, что следует производить, с какими потребительскими свойствами.
Говоря о проблеме качества, следует отметить, что за этим понятием всегда стоит потребитель. Именно он выбирает наиболее приемлемые потребительские свойства товара.
Качество – задача номер один в условиях рыночной экономики. Именно с помощью современных методов менеджмента качества передовые зарубежные фирмы добились лидирующих позиций на различных рынках. Российские предприятия пока еще отстают в области применения современных методов менеджмента качества. Между тем, повышение качества несет поистине колоссальные возможности. Однако повышение качества невозможно без изменения отношения к качеству на всех уровнях. Призывы к повышению качества не могут быть реализованы, если руководители различных уровней не станут относиться к качеству как к образу жизни.
Между качеством и эффективностью производства существует прямая связь. Повышение качества способствует повышению эффективности производства, приводя к снижению затрат и повышению доли рынка. Отсюда вытекает и объективная связь курса «Управление качеством» с практически всеми техническими и социально-экономическими дисциплинами, а также его непрерывное пополнение и развитие новыми знаниями о процессах управления качеством.
В курсе обобщаются достижения теории и практики управления качеством в настоящее время, даются рекомендации по использованию опыта стран с развитой рыночной экономикой в условиях переходной экономики России, прослежена эволюция методов обеспечения качества; сформулированы задачи службы управления качеством; изложены методологические основы управления качеством и требования к качеству в соответствии с российскими и международными стандартами; показана роль сертификации.
|
|
Основная идея курса «Управление качеством» – ознакомить студентов, изучающих экономику и менеджмент, с основными достижениями теории и практики менеджмента качества, показать необходимость использования этих достижений во всех сферах деятельности фирм независимо от их отраслевой принадлежности Именно с этих позиций написано настоящее пособие, предлагаемое вниманию читателей.