ТЕМА 1. Понятие и значение маржинального анализа. Методика маржинального анализа прибыли. Методика маржинального анализа показателей рентабельности
ТЕМА 2. Методика определения резервов роста прибыли и рентабельности
Показатели рентабельности и методы их расчета. Методы факторного анализа показателей рентабельности
Анализ ценовой политики предприятия и уровня среднереализационных цен
Структурно-логическая факторная модель прибыли от реализации продукции и услуг
Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли
Ценовая политика – политика выбора и установления цен на уровне, обеспечивающем достижение таких краткосрочных и долгосрочных целей, как получение запланированной суммы прибыли, завоевание определенной доли рынка и т.п
РПi
► Среднереализационная цена. i-го изделия = -------------
VРПi
- За счет изменения качества продукции:
(Цнов - Цпреж) •VРПнов
DЦкач.= --------------------------------
VРПобщ1
- За счет изменения сорта, категории, рынков сбыта, сроков реализации:
DЦсор = S ((Удi 1 - Удi 0) • Цi 0)
- За счет инфляции:
S (D Цi •VРПi нов)
DЦинф.= -----------------------
VРПобщ1
► Рентабельность продукции (затрат):
Прп S ((VРПобщ. · Удi · (Цi - Сi))
R з общ..= ------ = -------------------------------------
Зрп S (VРПобщ. · Удi · Сi)
► Рентабельность продаж (оборота):
Прп S ((VРПобщ. · Удi · (Цi - Сi))
R об= ------ = -------------------------------------
В S (VРПобщ. · Удi · Цi)
► Рентабельность совокупного капитала:
БПрп Прп + Ппр S ((VРПобщ. · Удi · (Цi - Сi)) + Ппр
R сов. кап= ------ = -------------- = ---------------------------------------------
К В/Коб S (VРПобщ. · Удi · Цi)/ Коб
► за счет увеличения объема реализации:
Р ПVРП = S (Р VРПi • Пi 1)
► за счет снижения себестоимости:
Р Пс = S (Р ¯ Сi • (VРПi 1 + Р VРПi))
► за счет повышения качества продукции:
Р Пс = S (Удi • Цi 1) • (VРПi 1 + Р VРПi)
► Резерв повышения уровня рентабельности:
П1 + Р П П1
Р R = Rв - R1 = --------------------- - ------
S (VРП iв • Сiв) З1
РАЗДЕЛ 7. Маржинальный анализ: содержание, методика анализа
Методика маржинального анализа базируется на изучении соотношения между тремя группами экономических показателей:
Преимущества маржинального анализа:
- более точное определение влияния факторов на изменение суммы прибыли;
- определение критических экономических показателей деятельности;
- установление уровня безубыточности деятельности;
- обоснование оптимальных вариантов управленческих решений, касающихся изменения производственной мощности, ассортимента продукции, ценовой политики, вариантов оборудования, технологии производства, приобретения комплектующих деталей и др. с целью минимизации затрат и увеличения прибыли.
Маржа покрытия (маржинальный доход) – разность между выручкой от реализации продукции (работ и услуг) и переменными затратами, приходящимися на реализованную продукцию.
► маржа покрытия на единицу продукции:
МПедi = pi - bi
► маржа покрытия на весь объем продаж i-го вида продукции:
МПi = VРПi · (pi - bi)
► маржа покрытия в целом по предприятию:
МПобщ = S VРПi · (pi - bi) = S (VРПобщ · Удi · (pi - bi))
► маржинальная рентабельность в целом по предприятию:
МПобщ S (VРПобщ · Удi · (pi - bi))
МRобщ = ----------- = -----------------------------------
В S (VРПобщ. · Удi · pi)