Основные категории и понятия

Эффект от повышения качества продукции

Для изготовителей продукции:

· Лучше используются ресурсы

· Сокращаются потери от брака и рекламаций

· Увеличиваются доходы от реализации продукции повышенного качества

· Увеличиваются фонды экономического стимулирования за счет роста прибыли

· Моральное удовлетворение коллектива предприятия.

Для потребителей продукции:

· Спрос удовлетворяется меньшим количеством изделий повышенного качества

· Расширяется и обновляется ассортимент изделий

· Сокращаются затраты в процессе эксплуатации продукции

· Создаются более благоприятные условия труда в сфере потребления

· Более полно удовлетворяются потребности населения

· Для государства:

· Расширяются экспортные возможности и валютные потребления

· Увеличивается народно-хозяйственный эффект на единицу затрат

· Ускоряется НТП в промышленности

В среде специалистов существует большое число определений качества. Понятие качества развивалось исторически.

  • Аристотель (Ш в. до н. э.): Различие между предметами; дифференциация по признаку «хороший – плохой»;
  • Гегель (XIX в. н. э.): Качество есть в первую очередь тождественная с бытием определенность, так что нечто перестает быть тем, что оно есть, когда оно теряет свое качество;
  • Уолтер Шухарт (1931 год): качество имеет два аспекта: объективные физические характеристики и субъективную сторону (насколько вещь хороша);
  • Каору Исикава (1950 год): Качество – свойство, реально удовлетворяющее потребителей;
  • Дж. Джуран (1979 год): Пригодность для использования (соответствие назначению). Субъективная сторона – степень удовлетворения потребителя;
  • ГОСТ 15467 – 79: Качество продукции – совокупность свойств продукции, обуславливающих ее способность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением;
  • Международный стандарт ИСО-8402-94: Качество продукции – совокупность свойств и характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять обусловленные или предполагаемые потребности.

Под свойством продукции понимается ее объективная особенность, проявляющаяся при производстве, эксплуатации или потреблении.

Различают производственные и потребительские свойства продукции. К производственным свойствам относится вся совокупность свойств, создаваемых в процессе производства. Она представляет собой потенциальное качество.

Потребительские свойства продукции характеризуют лишь ту совокупность показателей, которая относится к числу наиболее важных и значимых для потребителя. Это реальное качество продукции.

Количественная характеристика свойств называется показателем качества продукции.

Признак классификации Типы показателей
  Отношение к свойствам продукции 1.1 Назначения 1.2 Надежности 1.3. Технологичности 1.4 Эргономические 1.5. Эстетические 1.6. Стандартизации 1.7. Патентно-правовые 1.8. Экономические
  Количество отражаемых свойств 2.1 Единичные 2.2 Комплексные 2.3. Интегральные
  Метод определения 3.1 Инструментальные 3.2 Расчетные 3.3 Статистические 3.4 Органолептические 3.5 Экспертные 3.6 Социологические 3.7 Комбинированные
  Стадия определения 4.1 Проектные 4.2 Производственные 4.3 Эксплуатационные 4.4 Прогнозируемые
  Размерность отражаемых величин 5.1 Абсолютные 5.2. Приведенные 5.3 Безразмерные
6. Значимость при оценке качества 6.1 Основные 6.2 Дополнительные

В практической деятельности термин «объект» обычно заменяется термином «продукция».

Продукция представляет собой результат процесса (процессов) или какой-либо деятельности. Она может быть материальной (товары) и нематериальной (услуги).

Обеспечение качества – планируемые и систематически выполняемые организацией-производителем действия, создающие уверенность в том, что качество продукции будет соответствовать предъявляемым требованиям.

Сертификация – процедура, дающаяписьменную гарантию соответствия продукции установленным требованиям (стандартам).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: