Порядок заключения и форма договора розничной к-п

п.2 ст.492 ГК РФ – договор розничной к-п – это публичный договор. А значит продавец обязан заключить такой договор с любым, кто обратиться. Причем для всех контрагентов должны быть созданы равные условия такого договора.

Реклама – это не публичная оферта, а лишь приглашение к оферте. А вот для розничной к-п законодатель говорит, что реклама – это публичная оферта (п.1 ст.494). Оферта должна содержать указания на все существенные условия договора.

П.2 ст.494 ГК РФ: выставление товара в месте продажи – это публичная оферта даже в том случае, если всех существенных условий она не содержит.

Явно специфическое регулирование. Но продавец прямо или косвенно может указать, что такое выставление товара – не является публичной офертой.

Ст.493 ГК РФ содержит специальное указание на момент заключения договора. Договор розничной к-п считается заключенным с момента выдачи кассового чека или иного товарного документа, подтверждающего оплату товара. Отсюда, некоторые думают, что розничная к-п – это реальный договор. Но розничная к-п – это разновидность к-п, а к-п – это КОНСЕНСУАЛЬНЫЙ договор. А вид не может иметь признака, противоречащего признаку рода.

Отсутствие у покупателя указанных документов не лишает его возможности ссылаться на свидетельские показания в подтверждение заключения договора и его условий.

Перечень существенных условий розничной к-п. Помимо предмета, который является существенным условием для любого договора, еще и цена является существенным условием. Хотя прямого указания ГК нету. Но целый ряд законодательных норм не оставляют никаких сомнений в нашем тезисе. П.2 ст.494 ГК РФ: «…цена и иные существенные условия…». А еще ст.10 закона о защите прав потребителей, продавец должен предоставить при заключения договора цену в российских рублях.

Дополнительные права покупателя, которые уравнивают стороны по розничной к-п.

Ст.495 ГК РФ говорит о праве на информацию (плюс ст.10 о защите прав потребителей) – покупателю должна быть предоставлена до заключения договора информация о товаре. При этом по смыслу закона эта информация должна предоставляться до заключения договора. А на продавце лежит соответствующая обязанность. Оные являются преддоговорными правами и обязанностями.

Не оставляет сомнения тот факт, что законодатель не рассматривает это право как декларацию. Нарушение этого права влечет соответствующие последствия: при нарушении этой обязанности продавец будет нести последствия. П.3 ст.495 ГК РФ: Если покупателю не предоставлена возможность незамедлительно получить в месте продажи информацию о товаре, указанную в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, он вправе потребовать от продавца возмещения убытков, вызванных необоснованным уклонением от заключения договора розничной купли-продажи (пункт 4 статьи 445), а если договор заключен, в разумный срок отказаться от исполнения договора, потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.

В п.4 ст.495 еще одно последствие есть. Продавец по общему правилу отвечает за недостатки, возникшие до передачи товара или по причинам, возникшим до этого момента. А при розничной к-п продавец, не предоставивший покупателю возможность получить соответствующую информацию о товаре, несет ответственность и за недостатки товара, возникшие после его передачи покупателю, в отношении которых покупатель докажет, что они возникли в связи с отсутствием у него такой информации.

Еще право покупателя – это право на обмен доброкачественного непродовольственного товара. Данное право предусмотрено ст.502 ГК РФ и ст.25 закона о защите прав потребителей (ЗПП). Покупатель, который приобрел доброкачественный товар, может при соблюдении ряда условий этот товар обменять.

Однако, реализация этого права сопровождается необходимостью соблюдения определенных условий. Реализация этого права должна быть в течение 14 дней. При этом эти 14 дней являются пресекательным сроком. Однако мы должны понимать, что 14 дней – это лишь общее правило, ибо как говорит закон: соглашением сторон может быть предусмотрен более длительный срок.

Еще условие – товар не был в употреблении, сохранен его товарный вид, пломбы, потребительские свойства. Это логично, ибо интерес продавца ущемлен быть не должен. Иногда продавцы говорят, что в каком виде товар продавался, так он и должен заменяться. Это хуйня.

Покупатель должен доказать приобретение данного товара у данного продавца. Законодатель говорит однозначно, что это подтверждение может быть произведено любым способом, не только наличие чека.

Последнее условие состоит в том, что товар не должен входить в перечень товаров, не подлежащих возврату или обмену, утвержденный нормативно. Этот перечень установлен именно на нормативном уровне (Пост. Прав. N55 от 18.01.1998 года). Предметы личной гигиены, изделия из драг. камней и металлов, товары, отпускаемые на метраж (ткани) и т.д. Этот перечень установлен нормативно и соглашением сторон изменен он быть не может.

Это право именно на ОБМЕН товара. Но грамотные покупатели знают как поступать. Закон говорит, что если такой обмен невозможен (его не интересуют предлагаемые модели), то он может потребовать возврата денег.

Еще дополнительное право покупателя – это право покупателя на отказ от договора.

Это право характерно не для розницы в целом, а для отдельных ее разновидностей, в частности, для продажи по образцам или продажи дистанционным способом. Этот вопрос регулируется ст.497 ГК РФ, ст.26.1 ЗПП и еще есть Пост. Прав., которое правила такой продажи устанавливает. Специфика такого договора очевидна: в момент заключения договора у покупателя отсутствует возможность непосредственного контакте с передаваемым товаром. Заказал магический куб (магнитный), привезли магический параллелепипед. Взял и отказался.

Лекция 6.

Следующая специфика розничной к-п – дополнительные обязанности и дополнительная ответственность продавца.

Здесь нужно обратить внимание на положение законодательства. Ключевой принцип – принцип, согласно которому условия договора, ущемляющие права покупателей, в том числе ограничивающие ответственность продавца, недействительны со всеми вытекающими отсюда последствиями.


В качестве формы ответственности помимо известных нам из общих положений о к-п здесь выступает НЕУСТОЙКА. Причем в ЗПП установлена законная неустойка в размере 1% от стоимости товара за каждый день просрочки. Эта законная неустойка начисляется при любом нарушении сроков, обозначенных в законе, в т.ч. сроков удовлетворения отдельных требований покупателя. Эта законная неустойка является неустойкой ШТРАФНОЙ. А по общему правилу у нас неустойка – зачетная. Это увеличивает ответственность продавца.

Взыскание неустойки и возмещение убытков не освобождают продавца от исполнения обязанности в натуре – это императивная норма. Это принцип реального исполнения, но он отличается от общих предписаний (ст.396) тем, что он императивен, а еще и тем, что это правило будет применяться как в случае неисполнения, так и в случае ненадлежащего исполнения. Ст.396 для данных случаев дифференцирует способы.

Компенсация морального вреда – тоже в ЗПП говорится. Это тоже своеобразие, потому что мы знаем из ОбЧ ГП, что компенсация морального вреда у нас осуществляется при защите личных нематериальных благ и личных неимущественных прав, а возможность использования при нарушении имущественных прав у нас должна быть прямо предусмотрена законом. Так вот ЗПП – это единственный такой случай, когда компенсация МВ возможна при защите имущественных прав.

Ответственность продавца-предпринимателя у нас не зависит от вины и ограничена непреодолимой силой, а вот компенсация МВ возможна только при наличии вины. Причем действует презумпция вины. Продавец должен доказать отсутствие вины.

ЗПП в числе ответственных перед покупателем лиц называет не только продавца, но и изготовителя, импортера, а также уполномоченную организацию или уполномоченного индивидуального предпринимателя. Это тоже серьезная особенность, ибо все указанные субъекты не связаны с покупателями никакими договорными отношениями. Договорными отношениями с покупателем связан только продавец. При этом ЗПП предусматривает возможность предъявления договорных требований покупателем. Это тоже одна из гарантий интересов покупателей.

Кроме того, нужно обратить внимание на ряд процессуальных льгот, которые предоставляются покупателем законом о защите прав потребителей. В числе таких льгот закон называет освобождение его от госпошлины, альтернативная подсудность соответствующих споров (общее правило – спор рассматривается по месту нахождения ответчика): продавец может потребовать рассмотрение спора также и по месту своего нахождения.

Заканчивая анализ, необходимо детально рассмотреть специфику ответственности за нарушение условий о качестве товара. В параграфе первом у нас 3 возможности для покупателя при несущественных недостатках и дополнительные 2 возможности при существенных недостатков.

Ст.503 предусматривает возможность использования любого из пяти способов защиты независимо от характера недостатка. Единственное изъятие – это случай технически сложных товаров. В отношении этих товаров возможность использования права на замену или права на отказ от договора существует у покупателя только в случаях, прямо предусмотренных законом. То есть получается, что кроме технически сложных вещей, у покупателя 5 способов защиты, а в отношении технически сложных товаров у нас общий принцип более-менее сохраняется, хотя и с некоторыми особенностями.

Категория технически сложного товара устанавливается НОРМАТИВНО. Постановление Правительства 10.11.11 N924 устанавливает перечень таких товаров. Если товар входит в этот перечень, то товар является технически сложным и там два оговоренных способа только при существенном недостатке применяются (Ст.503 ГК РФ п.3.).

Ст.18 ЗПП при договоре розничной к-п, где покупатель ГРАЖДАНИН: в течение первых 15-ти дней после передачи товара при обнаружении недостатка вне зависимости от его характера покупатель может использовать все 5 способов защиты. По истечении 15-ти дней после передачи у покупателя по общему правилу существуют только 3 способа защиты, а право на замену и право на отказ возможны только в следующих ситуациях:

1) обнаружение существенного недостатка

2) нарушение установленных законом сроков устранения недостатков

3) невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем 30 дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков

Что у нас в сухом остатке получается? Например, легковые автомобили. Например, юрлицо приобретает у розничного продавца для представительских целей легковой автомобиль. В первые 15 дней обнаружен несущественный недостаток. Тут у нас 3 способа защиты (действует правило ст.503). Если же гражданин для личных целей покупает легковой автомобиль и обнаруживает в течение 15 дней несущественный недостаток, то у него все 5 способов (действует правило ст.18 ЗПП). Если же гражданин приобретает легковой автомобиль и несущественный недостаток после 15 дней, то у него будет 3 способа защиты. Напротив, если перед нами будет существенный недостаток, то во всех трех примерах решение будет идентичным: можно применять все 5 способов защиты (потому что недостаток существенный, а это предусмотрено и ГК и ЗПП).

ЗПП нормативно устанавливает сроки удовлетворения требований потребителя, то есть те сроки, в которые используемый покупателем-потребителем один из трех или один из пяти способов защиты требования должны быть удовлетворены.

Эти сроки сводятся к следующему. Применительно к требованию безвозмездного устранения недостатков, то оно должно быть удовлетворено незамедлительно или в другой срок, предусмотренный договором, но не более 45 дней.

Что касается требования замены товара, то оно должно быть удовлетворено в 7-дневный срок, а при необходимости дополнительной проверки – в 20-дневный срок.

Что касается всех остальных требований (соразмерное уменьшение цены, возмещение собственных затрат на исправление, возврат денег в связи с отказом от договора), то у нас установлен 10-дневный срок.

За каждый день просрочки установлена та самая законная неустойка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: