Нормативный метод прогнозирования управленческих решений
Одной из функций стратегического менеджмента является разработка нормативов конкурентоспособности перспективных моделей товаров, которые будут выпускаться в будущем. Для разработки этих нормативов проводятся глубокие нормативные исследования рынков, на которых будут представлены товары предприятия (организации), строится дерево показателей конкурентоспособности товаров предприятий-конкурентов, прогнозируются показатели качества и ресурсоемкости товаров, условий их применения.
Иногда организации, ориентирующие свою деятельность на воспроизводство конкурентоспособных на внешнем рынке товаров, не всегда имеют аналог-ориентир. Эти организации чаще всего являются пионерами в данной области. Поэтому для прогнозирования нормативов конкурентоспособности будущих товаров, организаций-пионеров применяются экспертные (при наличии квалифицированной экспертной группы численностью не менее 7 человек) и нормативные методы прогнозирования (при наличии профессионалов в данной области и необходимой информации).
Нормативный метод прогнозирования управленческих решений основывается на:
а) установлении зависимостей между экономическими и организационно-техническими показателями (факторами);
б) установлении ориентира (норматива) будущего развития объекта.
ЗП |
А |
Б |
ПК |
Рис. 5.1. Зависимость между показателями качества товаров (ПК)
и производственными затратами на их достижение (ЗП)
Из рис. 5.1 можно сделать следующие выводы:
1) Зависимость между показателями качества товаров и производственными затратами на их достижение прямо пропорциональная;
2) Каждая последующая единица качества требует все больше единиц затрат. Подобные соотношения индивидуальны для конкретного показателя качества.
Зависимость между показателями качества товаров и эксплуатационными затратами на их использование, имеет обратную форму связи: с повышением качества, затраты в сфере эксплуатации снижаются.
Оптимальный уровень качества (норматив) определяется, либо исходя из требований потребителей, либо из минимизации совокупных затрат за жизненный цикл товара на единицу его полезного эффекта.
Экспериментальный метод прогнозирования управленческих решений применяется для решения частных задач в массовом производстве на стадиях научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и организационно-технологической подготовки производства (ОТПП).
На экспериментальных установках, испытательных полигонах, опытно-промышленных партиях товаров, которые потом будут выпускаться в больших количествах, устанавливаются различные нормативы качества и элементов затрат. Например, устанавливается расход конкретной марки бензина на 100 км пробега определенной марки автомобиля в типовых условиях, норматив расхода электроэнергии на час работы конкретного электродвигателя, нормативы снижения производительности конкретного вида оборудования по мере его старения и т. п.
Экспериментальный метод прогнозирования управленческих решений дорогой, так как требует строительства (реконструкции) опытно-экспериментальных установок, полигонов и других объектов. Поэтому для его применения необходимо провести тщательное технико-экономическое обоснование, обеспечить высокий уровень организации работ.