Лекция 1. Предмет Философии. 1 страница

1.Эволюция представлений о предмете философии

Зарождение философии как специфической формы духовной деятельности относится примерно к началу 1-го тысячелетия до нашей эры, т. е. произошло примерно три тысячи лет назад. Первыми философами были: Фалес, Гераклит, Пифагор. Сам термин «философия» ввел в оборот древнегреческий математик и мыслитель Пифагор (середина VI в. до н. э.). Первое же достаточно развернутое разъяснение содержания и смысла этого понятия, в отличие от близких ему понятий «знание» и «мудрость», принадлежит Платону. Существенную роль в осмыслении содержания понятия «философия» сыграл Аристотель. На Руси философию называли любомудрие. Философия- совокупность ключевых выводов из основного содержания культуры определенной эпохи. Она выступает как особый теоретический уровень мировоззрения, рассматривает мир в его соотношении к человеку и отношение человека к миру

Философия — форма духовной деятельности, направленной на постановку, анализ и решение коренных мировоззренческих вопросов, связанных с выработкой целостного взгляда на мир и человека в нем. В буквальном смысле слово «философия» означает любовь к мудрости (от греческих слов филео — любовь и софия — мудрость).

До Платона и Аристотеля философское знание в основном совпадало с систематизацией так называемой житейской мудрости, т. е. повседневного жизненного опыта людей, выраженного в символической, художественно-образной форме. Начиная с Платона и Аристотеля философия уже не удовлетворяется простой любовью к мудрости, а стремится стать развернутым, последовательным учением, опирающимся на надежный фундамент представлений не только о человеке, но и о мире, в котором осуществляется его жизнедеятельность. Причем эта целостная картина бытия, на фоне которой, только и можно понять своеобразие человека, все в большей степени начинает создаваться не в символической, художественно-образной манере, а прежде всего в понятийных формах, логическими средствами. Но художественно-образные, символические способы выражения содержания человеческого опыта никогда полностью не исключались из философии. Причем в философской традиции Востока эта последняя манера философствования до сих пор остается господствующей.

Философия появляется потому, что отдельные виды познания не могли дать целостную картину мира и места человека в нём. На этой основе сформировались такие философские вопросы как: «Что есть мир?», «Что является основой мира?», «Конечен или бесконечен этот мир?», «Что есть человек?», «Что такое истина?».

Мировоззрение – система наиболее общих представлений о мире в целом и месте человека в нем. В нем представлен основной, универсальный вопрос мировоззрения – вопрос об отношении человека к миру.

Структура мировоззрения.

· Знания: атрибутивные и научные.

· Убеждения: уверенность человека в истинности своих знаний и убеждений, в правоте своих жизненных позиций.

· Вера – особое духовное состояние человека, психологическая установка на восприятие воображаемой реальности, уверенность в успехе дела и в лучшем будущем.

Вера делится на 2-а вида:

1.интелектуальная. (основана на фактах)

2.иррациональная (основана на домыслах, фантазиях, догмах).

· Надежда – это радостное ожидание какого-нибудь события или результата

· Любовь – доброе, бескорыстное отношение к своему миру, другим людям и стремление человека к подлинно совершенному.

· Идеал – образ желаемого будущего, как цель и программа действий для человека, выражение его высших целей.

· Принципы – важнейшие руководящие идеи и правила поведения в мире.

· Духовные ценности – с помощью которых, люди определяют предметы мира, как положительные, так и отрицательные для них.

Виды мировоззрения

· Мифологическое (в основе фантазии и вымысел)

· Религиозное (основной признак вера в сверхъестественную силу – бога и поклонение ему)

· Научное (достоверные знания человека о мире и о самом себе). Наука сформировалась в 17 веке.

· Обыденное (формирование на основе простейших знаний и представлений человека об окружающем мире. Имеет тесную связь с формами народной мудрости).

Понимание предмета философии, сформировалось,

во-первых, в процессе преодоления ограниченности предшествовавших философии типов мировоззренческого сознания, а именно мифологии и религии в ее первоначальных формах (анимизм, тотемизм, политеизм и т. д.), отличных от возникших позднее мировых религий;

во-вторых, в результате длительных усилий, направленных на выделение философского знания из всего массива знания, имевшегося у человека в ту историческую эпоху.

С момента своего возникновения философия стала претендовать на то, что именно философское знание является наиболее зрелым и совершенным. Для возникновения и последующего закрепления этого мнения об особом статусе философии имелись достаточно серьезные основания, порожденные прежде всего тем, что преобладающая часть наличного знания той эпохи (за исключением собственно чисто дедуктивных наук типа математики и логики) носила описательно-регистрирующий характер и не претендовала на выявление и объяснение движущих сил, причин наблюдаемых явлений и процессов. В силу неразвитости, недостаточной зрелости эмпирического, опытного естествознания той эпохи эту роль взяла на себя философия. Она выступала в качестве своеобразной «науки наук», или «царицы наук», единственно способной дать теоретическое объяснение всего происходящего в окружающем мире и в самом человеке.

С целью прояснения своеобразия философского знания и соответственно предмета философии Аристотель ввел специальное понятие «метафизика», которое и по сей день часто употребляется почти как синонимичное понятию философии. В его понимании метафизика являла собой особый тип знания, надстраивающегося над физическим знанием, которое в то время отождествлялось с естественно-научным знанием. И если в понятие «знание» вкладывать более глубокий смысл, не исчерпываемый только фиксацией непосредственно данного или непосредственно наблюдаемого, но и предполагающий способность дать теоретическое объяснение, выявить глубинную сущность наблюдаемого, то можно сказать, что на первоначальных фазах своего развития философия включала в себя все наличное знание. И в этом прямом смысле слова представляла собою знание о мире в целом и о человеческом мире в частности. Такое понимание предмета философии сохранялось на протяжении многих веков.

Значительно позже, уже в эпоху Нового времени, начало которого датируется XVII в., из философии стали выделяться отдельные конкретные науки. С развитием экспериментального естествознания они достигли более высоких рубежей теоретической зрелости, обретя способность своими собственными средствами объяснять суть изучаемых ими физических, химических, биологических и иных естественных процессов. В итоге естественные науки перестали нуждаться в покровительстве, опеке, надзоре и контроле со стороны философии как некоего высшего типа знания. Философия уже не могла претендовать на роль «науки наук». Соответственно появилась потребность в изменении и уточнении представления о ее предмете.

Современное философское знание обосновывается, доказывается, систематизируется, проверяется и опровергается фактами других наук. Философия выполняет ряд функций:

1. Формирует у человека систему общих взглядов о мире – мировоззренческая функция

2. Познаёт фундаментальные законы развития природы, познания, человека – познавательная функция

3. Логическая функция – важнейшие законы мышления

4. Ценностная – выработка морально-нравственных ценностей

5. Практическая – выявляет и вырабатывает смысл человеческих поступков, формирует стратегические цели, одновременно являясь практикой.

6. Гуманистическая функция – внимание к человеку. Человек имеет моральные намерения к практическим действиям, из чего вытекает практическая ориентация философии.

Другое существенное обстоятельство, весьма активно стимулировавшее поиск новых представлений о предмете философии, заключалось в необходимости пересмотра характера взаимоотношений философии с религией — этой другой важнейшей формой мировоззренческой регуляции поведения людей. С момента своего возникновения философия находилась в самых тесных, но одновременно и весьма сложных и внутренне противоречивых взаимоотношениях с религией. Для западноевропейской философской традиции, которую мы здесь, прежде всего, имеем в виду, данная проблема выступает как проблема взаимоотношений философии с христианской религией.

Посредником в современной философии выступает, во-первых, язык, понимаемый в некотором расширительном и обобщенном смысле. Он включает в себя не только обычный разговорный язык, но и все имеющиеся ныне у человека средства коммуникации и общения: математический и логический языки во всем их многообразии, языковые средства фиксации и систематизации экспериментальных данных, показаний научных приборов, многообразные средства фиксации и передачи все нарастающего потока информации, языки компьютерных технологий, художественно-символические средства и т. д. Особый акцент на этой стороне познания и мышления делается в таких течениях философии, как лингвистическая философия, постпозитивизм, герменевтика, разнообразные аналитические и структуралистские школы и направления.

Другим важнейшим опосредствующим звеном между универсальным природным бытием и человеческим сознанием в современных интерпретациях предмета философии является культура, взятая в предельно широком и обобщенном смысле. С этой точки зрения предметом философии является анализ так называемых универсалий культуры, т. е. ее всеобщих характеристик, свойств, выражаемых в предельно общих понятиях — категориях или универсалиях. Этот подход весьма продуктивен, так как открывает новые горизонты развития философской мысли.

3. Структура философии

О структуре философии до сих пор ведутся споры. Наиболее распространенной точкой зрения является ее трактовка как состоящей из трех тесно друг с другом связанных частей (уровней): онтологии (учение о бытии), гносеологии (учение о познании) и аксиологии (всеобщая теория ценностей).

В современном представлении философия теоретически осмысливает реальность и трансформируется в:

1) учение о бытии – онтологию;

2) учение о деятельности – праксеологию;

3) теорию познания – гносеологию;

4) теорию ценностей – аксиологию;

5) учение о человеке – философскую антропологию;

6) науку о закономерностях и движущих силах развития общества – социальную философию (социологию).

На онтологическом уровне решаются проблемы наиболее общих взаимоотношений между миром и человеком. Человек как особая мыслящая структурная единица бытия и реального мира необходимо вступает с ним во взаимодействие. Это приводит человека к постановке вопросов о сущности мира и его происхождении, о том, что лежит в основе мира (например, материальная или духовная субстанция). Человек пытается выявить основные формы проявления мира, ставит вопросы о том, един или множественен мир, в каком направлении он развивается и развивается ли вообще.

Предельность гносеологической позиции философии связана с тем, что, в отличие от конкретных наук, она затрагивает проблемы обоснования знания и познания как таковых. Представитель частных наук в рамках своего предмета никогда не ставит вопроса о познаваемости мира, ибо сам предмет науки строится на таком ограничении бытия, которое позволяет его принципиально познавать, пусть и в предметно ограниченном смысле.

Человек является существом одухотворенным. Он не только познает мир, но и живет в нем как его часть, эмоционально воспринимает и осознает свое существование, взаимоотношения с другими людьми, свои права и обязанности. Эти проблемы решаются на аксиологическом уровне. Здесь происходит выявление всеобщих ценностных оснований бытия человека (субъекта), его практической деятельности и поведения. Аксиологию интересует не бытие как таковое и не законы его познания, а прежде всего человеческое отношение к бытию.

Праксиологический уровень связан с анализом практической деятельности человека по освоению реального бытия, предметного мира. В этом смысле практика является как бы активным связующим моментом между миром и человеком, между бытием и мышлением. Человек познает закономерности бытия, оценивает их значимость для своего развития и развития человечества в целом, имея возможность творчески применять полученные знания. Он способен активно воздействовать на окружающую его действительность, используя познанные им закономерности, может направить течение каких-то событий в желаемое русло, практически реализуя, например, свои собственные представления о желаемом устройстве мира и общества. Однако человек может производить и такие преобразования, которые становятся угрозой существованию самого человечества. В этой связи философия исследует мировоззренческие принципы практической деятельности человека, вырабатывая на основании познания истины и ее сочетания с общечеловеческими ценностями и интересами некую общую систему норм данной деятельности, ее параметры и ограничения.

Философская антропология исследует проблемы природы, сущности и существования человека как особой формы бытия. Данная дисциплина приобретает особое значение в наше время, когда развитие человечества в целом становится все более осмысленным и человек ощущает острую потребность в саморазвитии, сочетаемую с развитием общества, которое должно обеспечить каждому человеку достойное существование.

В центре внимания этики находится проблема добра. Цель этики — выявить фундаментальные, предельные основания справедливых, разумных и осмысленных действий в совместной жизни людей. При этом выдвигаемые этические принципы должны быть общезначимыми и понятными, их обоснование должно проводиться без опоры на какие-то внешние авторитеты или соглашения.

Эстетика исследует сущность прекрасного, формы его проявления в искусстве и природе, а также его воздействие на воспринимающего. Эстетика строится либо чисто функционально-описательно, когда эстетические объекты просто подвергаются теоретическому осмыслению, либо нормативно-дискурсивно, когда выдвигаются некоторые критерии прекрасного. Эстетика включает в себя теорию искусств, анализ эстетического суждения, а также форм эстетического восприятия и переживания. В современной эстетике активно используются информационно-коммуникативные и логические подходы к анализу эстетического языка.

Социальная философия — дисциплина, связанная с выяснением вопросов о том, что такое общество, что можно отнести к общественным явлениям, как реализуют себя в общем бытии социальные закономерности. Разделом социальной философии является философия истории, которая исследует сущность, смысл и ход истории общества и человека как субъекта исторического процесса.

Политическая философия конкретизирует положения социальной философии, рассматривает структуру, функции и смысл государства, закономерности его развития и особенности управления, анализирует основные движущие силы (социальные группы, партии), которые влияют на его существование.

Основными проблемы философии.

1) Проблема БЫТИЯ (существования), эта проблема имеет два аспекта: а) что существует; б) как доказать существования того или иного элемента бытия. Первые философы (др. греки) бытие отождествляли с материальным неразрушимым, совершенным космосом, природой - многообразия объектов и явлений мира. В средние века противопоставляется истинное божественное бытие и не истинное сотворенное бытие. В новое время (17 век) бытие ограничивается природой, миром естественных тел. Духовный мир статусом бытия не обладает. В философии использовалось понятие "небытие". Понятие небытие было придумано для того чтобы объяснить процесс становления и возникновения. В настоящее время в философии сложилось представления, о том что бытие есть система 3-ч реальностей.

1. Объективная реальность - используется для характеристики объектов и явлений существующих независимо от сознания человека.

II. Субъективная реальность - используется для характеристики явлений связанных с человеческой психикой, это многообразный мир духовных явлений.

III. Объективно-субъективная реальность - с помощью этого понятия характеризуются объекты которые с одной стороны является объективной реальности, а с другой стороны субъективной. Общество с одной сторон представлено материальными отношениями, а с другой стороны общество является носителем определенных идей. Существуют различные формы бытия:

- Естественная природа

- Созданная природа

- Мир сознания (идей представления)

- Социальный мир

- Общественное бытие

2) Проблема первоначала, первоосновы субстанции. На протяжении столетий мыслители пытались найти, то из чего возникают вещи, и во что они превращаются распадаясь. Так первые философы понимали под первоначалом нечто конкретное чувственное. Фалес - вода; Анаксимен - воздух; Гераклит - огонь; Эмпедокл - вода, воздух, огонь, земля. Кроме материального первоначала философы допускали духовное начало. Платон - идеи (нечто духовное). По Платону мир идей творит, создает: мир вещей.

3) Фундаментальные свойства бытия. К таковым относятся движения пространства и время.

4) Предметом философских размышлений были связи развития между объектами материального мира - диалектика.

5) Гносеология - теория познания. Вопрос о источниках наших знаний, вопрос о познании мира, вопрос о истине…

6) Предметом философских размышлений выступает общество и человек.

2. ОСНОВНЫЕ ИЛИ ГЛАВНЫЕ ФИЛОСОФСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ.

Фундаментальной проблемы философии является проблема соотношения материального и духовного, объективного или субъективного. На ранних стадиях философы убедились, что существует явление духовного характера. Проблема материального и духовного решалась двумя прямо противоположными способами: одно считали, что материальное является первичным, а духовное вторичным, а другие считали наоборот.

Материализм - это философская система (концепция, учение), которая признает в качестве первичного материальное начало; вторичное идеальное. Крупными представителями материализма древней Греции были Фалес, Анаксимен, Гераклит. Идеализм - это философская система, которая принимает в качестве первичного идеальное начало; вторичное (производное) - материальное; некий дух творит окружающий мир. Крупнейшими идеалистами были: Пифагор, Платон. Кроме этих двух как основным философских направлений существуют дуалистические школы (дуа - два), которые принимают материальное и идеальное в качестве двух первоначал. Крупнейшие представителем был Декар. Материализм и идеализм как философские направления неоднородны, существуют различные формы как материализма так и идеализма. Формы материалистических учений

1) Наивный, стихийный материализм древних греков. Древних греки высказали ряд идей не опираясь на какую-то единую систему (научное, гуманитарное знание) взгляды их были наивны.

2) Механистический, метафизический материализм (17-18 век). В 17 веке были открыты законы механики Ньютона. Эти законы механики мыслители стали использовать для объяснения всех явлений мира, явлений в жизни и.т.д Сложились тем самым определенное мировоззрение - механистическое, которое имело как сильные так и слабые стороны.

3) Метафизический - метафизика, под метафизикой Аристотель понимал ту сферу человеческой знаний, которые стоит за физикой. Понятие метафизика понимается как метод познания, согласно которому все явления природы рассматриваются обособленно друг от друга (вне движения). Такой метод сложился в 17 веке в естествознание.

4) Диалектический (диалектика), понимают философскую концепцию, которая изучает взаимосвязи явлений мира, противоречивость бытия, развитие материального мира.

Формы идеализма

Субъективный и объективный.

1) Субъективный идеализм признает в качестве первоначала мое сознание, сознание конкретного человека. Крупнейшими представителем был Епископ Беркли. Вещи окружающего мира представляют комплекс моих ощущений. Логика рассуждения: мир дан в ощущениях.

2) Объективный идеализм - это философская концепция, которая в качестве первичного признает "ничье сознание", дух вообще, а все вещи окружающего мира произведены от этого духа. Крупнейшим представителем был Платон. Согласно учению, которого мир вещей, есть продукт деятельности абсолютной идеи, некой духовной субстанции, это символ всех человеческих знаний. Абсолютная идея развивается постоянно.

Лекция 2. Античная философия.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДРЕВНЕ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Древне греческая философия возникла в 7-6 в.д.н.э. в городах - государствах (полис), она возникла сначала на западном побережье малой Азии (Иония), а затем в южной Италии (остров Сицилия), в Греции в городе Афины. Греция испытала небывалый рассвет культуры в 6-5 в.д.н.э причинами которого можно указать: социально экономические факторы. Античная философия расцвела в период рабства. Обще принятые представления о рабстве не дают ответа о причинах расцвета греческой культуры. На заре греческой культуры сложился культ труда. Позорным считался не труд, а безделье. Теоретическим источником была мифология древних греков. (Десиод и Гомер) Огромное влияние на развитие античной философии оказала полисная демократия. В него входило население прилегающих к нему земель; городская площадь и рынок были местом народных собраний, центром политической, экономической и культурной жизни. Каждый свободный имел право принимать участие в общественно политической жизни, проявить свои творческие способности в различных сферах человеческой жизни. Суть политической демократии.

Царская власть в древней Греции никогда не была абсолютной, царь делил ее с родовой знатью и народным собранием, однако демократия носила ограниченный характер из ее сферы были исключены женщины и рабы, остальные слои принимали участие. (имели все права) Демократия требовала развития ораторского искусства и утонченного логического изложения своих позиций. Представители крупных школ были выходцы из состоятельных родов.

2. СТАНОВЛЕНИЕ ДРЕВНЕ ГРЕЧЕСКОЙ ФИЛОСОФИИ

- Милетская школа

- Гераклит

- Пифагорейская школа

- Элейская школа

- Эмпедокл

- Скептики

3 ТЕМА:" СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ: ТЕОЦЕНТРИЗМ."

Вопросы:

1) Общая характеристика средневековой философии. Патристика и схоластика?

2) Основные проблемы средневековой философии?

3) Философские системы Августина Блаженного и Фомы Аквинский?

1) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА

Средневековая философия - это философия эпохи феодализма 2-14 век. Своеобразие философии заключается в сопряженности с религиозной идеологией. Религия наложила отпечаток на постановку и решение всех философских проблем.

Развитие средневековой философии связано с хрестьянством. Хрестьянство возникло в 1 веке новой эры в низах римской империи. Хрестьянство - это угнетенных низов, поэтому естественно хрестьянство преследовалось на протяжении ряда столетий. Официальной религией Римской империи было язычество (религия признающая многобожье). Хрестьянство же является монотеистической религией (один бог) и межнациональным учением. Развитие средневековой философии это борьба языческой и хрестьянской культуры. Философия это закономерный продукт разложения рабовладельческого общества и возникновения феодального общества. С 4-го века начинается процесс превращения хрестьянства в официальную религию. Здесь следует упомянуть Миланский эдикт императора Константина 313 г. и Никейский собор 325 г. Согласно этому эдикту было провозглашено равноправие всех религий. Хрестьянам предоставлялась полное вероисповедание. На Никейском соборе, который курируемым Константином были официально утверждены основные догматы хрестьянского учения - исмвол веры.

История средневековой философии подразделяется на 2 периода: патристика и схоластика.

Патристика - patris - отец. Представителями являлись: Василий Великий, Григорий Богослов, Ориген, Августин Бложенный. Патристика от философии отличается идеей откровения. Цель философии отцы видят в истолковании библейских высказываний 2-8 век.

Схоластика - школьная философия. Она изучалась 12 века в университетах. Представителями были: Иоанн Дамаскин, Росцелин, Фома Аквинский. Основные черты: вера в авторитет церковного учения - библии. Цитатничество как метод доказательства пренебрежения опытными фактами.

Хрестьянский бог являлся абсолютным началом. Бог наделялся - бог всемогущ; он сотворил мир, человека, природу и.т.д; всеведущ (знает все что происходит в мире); всеблаг (то что делает бог является благом).

В центре размышлений средневековой философии стоит бог - тое, поэтому средневековая философия называется теоцентризм; теология - богословие.

2) ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ

1) Проблема рационального - разумного обоснования религиозных тезисов. (сотворение мира богом из ничего). Такое обоснование было обусловлено рядом причин: социально экономическими, политическими, гносеологическими факторами. Учение о сотворении мира из ничего получило название: креационизм.

2) Проблема веры и разума религии и философии (наука) это проблема актуальна и в настоящее время соотношение науки и религии. Вера - убежденность, доверие; понятие вера шире понятие вера в бога. Разум - это способность человека к логическим аргументированным рассуждениям. Религиозное знание в своей основе связано с признанием на веру неких утверждений, догм; философское знание возникает в результате логических рассуждений. Тем не менее религия тоже использует логику в своих теоретических построениях, а философия (наука) принимает некие изначальные положения (аксиомы) на веру. => Вера и разум органически взаимосвязаны между собой. Проблема веры и разума средневековыми философами решалась не однозначно.

1) Тертуллиан (160-220г) теоретик, оратор. Противопоставлял веру и разум. Он враждебен к разуму и его продукту - теоретическим построениям. Сформулировал свое кредо: верую потому абсурдно. Он писал - "Сын божий умер - вполне верим этому, потому что это нелепо. И погребенный воскрес, это верно потому, что это невозможно." Одним словом Тертуллиан провозглашает несовместимость разума и веры.

2) Августин Блаженный (354-430) Выдвинул тезис о тождестве веры и знания, при котором господствующее положение занимает вера. Философия данном случаи рассматривается служанкой богословия.

3) Фома Аквинский (1225-1274) Утверждал, что существование философии без теологии и наоборот, пагубно для той и другой. Для понимания соотношения веры и разума необходимо иметь введу, что вера это интуитивный способ постижения мира. Она не появляется сама по себе независимо от разума, только в органической связи с другими духовными силами, она превращается в мощное средство постижения мира, приобретения нового знания. Без веры (интуиции) нет пророчества, нет личности, нет продвижения вперед ни в одной сфере человеческой деятельности.

3) Проблема гносеологии - теория познания. Включает в себя широкий круг вопросов:

- Средневековые мыслители познают познаваемость мира практикуя древний скептицизм.

- Средневековые мыслители указывают на 3 формы постижения бытия: чувственное(познание мира с помощью органов чувств), разумная, божественное откровение (суть заключается в том, что некоторые люди в особом состоянии сознания якобы могут говорить от имени бога, божественный доверяет тайны бытия некоторым избранным; результатом этого является свод абсолютных истин - библия.)

4) Проблема Теодицеи.(оправдания бога). Перед хрестьянскими мыслителями стояла проблема: оправдывать бога, как творца за существующее зло в мире. Если бог всемогущ, то спрашивается зачем он сотворил мир в котором есть зло. Августин утверждал, что зла в мире как такого не существует, существует лишь добро, а зло лишь недостаток добра.

5) Проблема доказательства существования бога.

Существует множество доказательств существования бога. Согласно Августину все народы мира имеют представления о боге, как неком совершенстве. Стало быть бог существует. В основе такого доказательства лежит принцип тождества мышления и бытия. Такое доказательство получило название онтологического - онтология учение о бытие Согласно Фоме о существовании бога можно говорить лишь на основе результатов его деятельности., т.е. следствий бога, которые были взяты им у Аристотеля.

1) Понятие движение. Аристотель провозгласил: "Все движущееся движимо чем либо." Одна вещь движется под действием второй вещи, вторая под действием третьей и.т.д; последняя, поскольку Аристотель отрицает бесконечность, приводится в движением перводвигателем - богом. Такое доказательство называется космологическим.

2) Действующая причина - один объект возникает в результате действия одной действующей причины; второй объект возникает под действием другой причины; последняя действующая причина есть бог.

3) О существовании бога свидетельствует существование целесообразности в природе (общ). Фома при этом опирается на учение Аристотеля о целях- целевых причинах. Вся вещь для чего то сделана. Такое доказательство получило название - телеологическое. - телео - цель. В данном случаи о проблеме существования бога имеем дело с моделями. В настоящее время ни наука ни религия не могут дать доказать существование бога, как и не могут опровергнуть существование.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: