Тема 5. Механизм рыночного ценообразования

Раздел 2. РЫНОК КАК ТИП ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ

в модели «спроса-предложения»

1. Понятие рынка. Спрос. Закон спроса. Факторы спроса. Рынок появляется в условиях развития товарно-денежных отношений с углублением общественного разделения труда и развитием частной собственности. Наиболее простым определением рынка можно считать следующее: рынок – это «место встречи» покупателя и продавца.

Состояние рыночной экономики, уровень и механизм ее развития описывается с помощью таких понятий, как спрос и предложение, способы их координации и приспособления друг к другу.

Спрос – количество товара, которое желает и может себе позволить приобрести покупатель за определенный период времени. Закон спроса: повышение цены товара ведет к падению объема спроса на него при прочих равных условиях. Под прочими равными условиями понимаются так называемые неценовые факторы спроса. Изменение цены (ценового фактора) приводит к изменению объема спроса и графически отражается движением из одной точки в другую по неподвижной кривой спроса. Изменение неценового фактора приводит к изменению в спросе в целом и графически отражается сдвигом кривой спроса вправо-вверх (рост спроса) или влево-вниз (падение спроса).

К неценовым факторам спроса относят:

1) доход: рост дохода повышает спрос на нормальные (высококачественные) товары и снижает спрос на товары низкого качества при прочих равных условиях;

2) цены на сопряженные товары (субституты, комплименты): рост цены данного товара повышает спрос на товар-субститут и снижает спрос на товар-комплимент этого товара при прочих равных условиях;

3) ожидания потребителей относительно дохода, инфляции, цены товара: ожидание роста дохода, роста уровня цен в экономике или роста цены данного товара в будущем увеличивает спрос на данный товар в текущем периоде времени при прочих равных условиях;

4) вкусы, мода, предпочтения;

5) число покупателей: повышение числа покупателей на рынке приводит к росту спроса на товар при прочих равных условиях.

2. Предложение. Закон предложения. Факторы предложения. Закон предложения: повышение цены товара ведет к росту объема его предложения при про-

чих равных условиях, под которыми понимаются так называемые неценовые факторы предложения. Изменение цены (ценового фактора) приводит к изменению объема предложения и графически отражается движением из одной точки в другую по неподвижной кривой предложения. Изменение неценового фактора приводит к изменению в предложении в целом и графически отражается сдвигом кривой предложения вправо-вниз (рост предложения) или влево-вверх (падение предложения).

К неценовым факторам предложения относят:

1) цены на ресурсы (факторы производства): рост цен ресурсов уменьшает предложение при прочих равных условиях;

2) технология: появление более совершенной технологии увеличивает предложение при прочих равных условиях;

3) ожидания производителей относительно изменения спроса и инфляции: ожидаемое в будущем повышение спроса или рост инфляции уменьшает предложение в текущем периоде времени при прочих равных условиях;

4) налоги и дотации: рост налогов или падение дотаций уменьшает предложение при прочих равных условиях;

5) число продавцов: рост числа производителей на рынке повышает предложение данного товара при прочих равных условиях.

3. Рыночное равновесие, его динамика. Теория излишка. Находящийся в равновесии рынок характеризуется равенством объемов спроса и предложения.

 
 


Рис. 1. Рыночное равновесие

Графически – это точка пересечения кривых спроса и предложения (см. рис. 1).

Формирование равновесия на рынке означает нахождение такой рыночной цены товара Ре (равновесной цены), при которой объем спроса равен объему предложения (т.е. ). Такой объем называют равновесным объемом товара .

Изменение какого-либо неценового фактора спроса или предложения выводит рынок из равновесия. Нахождение нового равновесного состояния осуществляется под действием ценового механизма.

В качестве примера проанализируем последствия роста доходов покупателей при условии, что товар является нормальным. Графически это выразится в параллельном сдвиге кривой рыночного спроса вправо-вверх. В результате на рынке будет наблюдаться повышение, как равновесной цены, так и равновесного объема (см. рис. 2).

 
 


Рис. 2. Воздействие изменений неценовых факторов на рыночное равновесие

Основное свойство рыночного равновесия состоит в следующем: если цена и количество товара отличны от равновесного, то всегда можно осуществить такое перераспределение, которое поможет одним экономическим субъектам улучшить свое положение, не причиняя ущерба другим.

К проблеме эффективности рыночной экономической системы можно подойти с позиций теории излишка. Для этого введем понятия «готовность платить», «излишек (выигрыш) покупателей» и «излишек (выигрыш) продавцов».

Готовность платить – максимальная сумма денег, которую согласен отдать покупатель для получения данного объема товара.

Потребительский излишек – площадь фигуры, расположенной под кривой спроса и над равновесной ценой, отражающая, какую выгоду получают покупатели оттого, что равновесная цена оказалась ниже их готовности платить.

Излишек производителя – площадь фигуры, расположенной над кривой предложения и под уровнем равновесной цены, отражающая, какую выгоду получают производители оттого, что равновесная цена оказалась выше издержек производства.

Общий излишек является суммой излишков покупателей и продавцов и отражает величину совокупного благосостояния общества. В условиях свободной рыночной экономики общий излишек является максимальным.

4. Вмешательство государства в функционирование рыночного механизма

Используя теорию излишка, покажем, что вмешательство государства снижает благосостояние общества, а, следовательно, ведет к падению эффективности использования ограниченных производственных ресурсов.

Государство может воздействовать на рыночное равновесие:

1) устанавливая фиксированные цены «пола» и «потолка»;

2) вводя налоги или выплачивая субсидии.

Цена потолка (связанный верхний предел рыночной цены) – максимальная разрешенная государством цена, устанавливаемая ниже уровня равновесной цены. Цель – сделать товар более доступным для малообеспеченных слоев населения. В результате объем спроса превышает объем предложения, т.е. возникает товарный дефицит.

К последствиям возникновения товарного дефицита относят:

1) снижение качества товара;

2) дискриминацию среди покупателей по расовым, половым, социальным и т.д. признакам;

3) возникновение теневого рынка;

4) образование безвозвратной потери благосостояния общества, т.е. снижение рыночной эффективности.

Безвозвратная потеря общественного благосостояния – величина снижения общего излишка, обусловленная падением объемов купли-продажи на рынке (сокращением рынка) из-за вмешательства государства.

Цена пола (связанный нижний предел рыночной цены) – минимальная разрешенная государством цена, устанавливаемая выше уровня равновесной рыночной цены. Целью введения цены пола является повышение доходов производителей. Результатом становится превышение объема предложения над объемом спроса, т.е. образование избыточного предложения.

Последствиями возникновения избыточного предложения являются:

1) дискриминация среди продавцов; 2) образование безвозвратной потери.

Назначение государством налога, взимаемого с продавца или покупателя, уменьшает желание и способность продавца производить, а покупателя – приобретать товар, сдвигая, тем самым, соответственно кривую предложения или спроса влево.

Рыночная цена при этом распадается на две эффективных цены (, ). Эффективная цена – цена, по которой покупатели фактически приобретают (цена спроса), а производители фактически реализуют (цена предложения) продукцию.

Площадь фигуры, ограниченная эффективными ценами и равновесным количе-

 
 


Рис. 3. Безвозвратная потеря и налоговые поступления государства

ством после налогообложения, показывает сумму, получаемую государством в виде налога (величину налоговых сборов).Подобно установлению фиксированных цен, введение налога уменьшает благогосостояние общества, т.е. общий излишек (сумму излишков потребителя и производителя, а также, в данном случае, налоговых поступлений государства) (см. рис. 3).

Таким образом, как показывает анализ, вмешательство государства в свободное функционирование рыночного механизма уменьшает эффективность рыночной экономики. Однако такое вмешательство может быть оправдано необходимостью преодоления так называемых «провалов» («фиаско») рынка, к которым относят:

1) низкий уровень жизни малообеспеченных слоев населения (пенсионеров, детей, студентов, безработных), не владеющих какими-либо факторами производства, доступными для реализации на рынке;

2) возникновение (отрицательных и положительных) внешних эффектов, не учитываемых в равновесной рыночной цене;

3) монополизация рынка в результате конкурентной борьбы.

Основные термины

Рынок, спрос, неценовые факторы спроса и предложения, готовность платить, излишек покупателя, излишек производителя, общий излишек, эффективные цены спроса и предложения, безвозвратная потеря, связанный верхний и нижний пределы рыночной цены (цены «пола» и «потолка»), дефицит, избыточное предложение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: