Законодательная инициатива – это принадлежащее уполномоченным государственным органам право внесения законопроекта в законодательный орган.
Согласно ст. 104 КРФ право законодательной инициативе принадлежит:
1) Президенту РФ.
2) Совету федерации.
3) Членам Совета Федерации.
4) Депутатам Государственной Думы.
5) Правительству РФ.
6) Законодательным (представительным) органам субъектов РФ.
7) А также: Конституционному Суду РФ, Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ по вопросам их ведения.
Это деятельность по совершенствованию нормативно-правовых актов, его упорядочивание и проведение в определенных систем.
Цели систематизации:
1) Создание стройной системы нормативного материала.
2) Устранение устаревших и неэффективных норм права.
3) Разрешение юридических коллизий.
4) Ликвидация пробелов
5) обновление законодательства, основными качествами которого являются:
1. Полнота материала.
2. доступность материала.
3. удобность пользование эти нормативным материалом.
|
|
Основные виды систематизации:
· Учет – сбор государственными органами и соответствующими лицами НПА, необходимых для их деятельности и поддержании в контрольном состоянии.
· Инкорпорация – это вид или способ систематизации, при которой НПА сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования.
Виды инкорпорации:
1. по субъектам бывает: официальная - утверждение собраний и сборников актов органами издавших акты; полуофициальная – утверждение сборников специально уполномоченными на то государственными органами.
2. по способу упорядочивания: предметная; хронологическая.
Виды инкорпорированных актов:
1. сборник
2. собрания
3. свод законов
· Консолидация – тип систематизации, целью которой является устранение множественности НПА, их унификация и создание в структуре крупных однородных блоков.
· Кодификация – предполагает переработку норм права по содержанию и его систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе.
ДЗ – варианты перевода слова кодекс.
Систематизация НПА является составной частью тех проблем, которые относятся к юридическо технике.
Юридическая техника – совокупность правил и приемов подготовки, рассмотрения, принятия и обнародования проектов различных правовых актов.
Виды юридической техники:
1.Бывает правотворческая или законодательная.
2. Интерпретационная
3. правореализационная или правоприменительная
К основным средствам юридической техники относятся:
· Юридическая презумпция – это такое предположение, которое косвенно или прямо закреплено в правовой норме, в соответствии с которой определенный порядок вещей в области общественных отношений косвенно или прямо признается обычным, нормальным и в силу этого не требующий доказывания
|
|
· Фикция – это такой прием мышления допускаемый или прямо предписываемый правовой нормой и состоящий в признании известного несуществующего факта существующим или наоборот. Пример: человек ушел из дома его нет долгое время. Как себя чувствует без этого человека его семья? По истечении 5 лет это лицо по решению суда может считаться умершим. Это и будет юридическая фикция, так как трупа никто не видел. Но данное лицо будет призвано умершим. Жена будет решаться вдовой, а дети наследниками.
· Юридическая конструкция - прием, с помощью которого осуществляется построение юридического материала, соответствующие особому типу или виду
Нормативные акты действуют в строго определенные промежутки времени.
Порядок вступления в силу:
1) Вступает в силу с указанного срока в НПА.
2) Вступают в силу через 10 дней после публикации.
3) Нормативный акт вступает в силу после осуществления нормативного факта.
Прекращения действия:
1) В результате прямого указания в законе.
2) Временный акт прекращает после проистечения срока.
3) После принятия закона более высокой юридической силы.
Закон обратной силы не имеет.
Закон имеет обратную силу только в двух случаях:
1) Когда прямо указано в законе.
2) Закон, который снижает или устраняет ответственность.