Контроль Потери

Рисунок 2.19 Распределение затрат на обеспечение качества в промышленности

Там, где затраты на качество должным образом учтены, они могут составлять от 2 до 20% и более в объёме продаж. Типичные распределения затрат на качество промышленности РФ по позициям могут быть определены так:

· затраты на потери – 70% от общих затрат на качество;

· затраты на контроль – 25% от общих затрат на качество;

· затраты на предупредительные мероприятия – 5%.

Важнейшим объектом для размышлений в любого предприятия должно быть процентное содержание соотношений общих затрат на качество и общего объёма продаж. Затраты на качество могут быть только частью прибыли. Любое снижение затрат на качество повышает прибыль.

Как видно из рисунка преобладают затраты на устранение и обнаружение дефектов, вместо затрат на предотвращение. Это усугубляет ситуацию, если мы учтём правило десятикратного увеличения затрат на жизненном цикле продукции (см. рис. 2.20). Отсутствие системы предупреждающих действий связанных с дефектами приводит резкому увеличению затрат на стадии потребления.

Предотвращение дефектов Обнаружение дефектов

Затраты на один дефект

Проектирование Разработка Подготовка Изготовление Проверка Заказчик

производства

Рисунок 2. 20 Правило десятикратного увеличения затрат

На каждой фазе жизненного цикла продукции происходит увеличение в 10 раз затрат на устранение не выявленных дефектов. Закономерность возникновения и устранения дефектов приведена на рис 2.21

75% дефектов возникают на стадиях проектирования, разработки и подготовки производства, а выявление и устранение 80 % дефектов приходится на стадии испытаний и приёмки продукции и эксплуатации, что обостряет ситуацию по распределению затрат на обеспечение качества.

Рисунок 2.21 Возникновение и устранение дефектов

Тем не менее необходимо проводить работы по оптимизации затрат на обеспечение качества (Рис. 2.22)

Затраты

Затраты, связанные с дефектом

Степень обеспечения качества

затраты, связанные с дефектами

затраты, связанные с обеспечением качества

затраты на устранение дефектов

Рисунок 2.22 Затраты, связанные с обеспечением качества

На рис. 2.22 мы наблюдаем область в обеспечении качества в которой может быть достинуто оптимальное значение затрат, связанных с обеспечением качества.

Принцип действия при оценке затрат на обеспечение качества

Цель заключается в том, чтобы затраты на предотвращение ошибок и контроль не превысили того уровня, который позволил бы снизить затраты на устранение ошибок при уменьшенных общих расходах на обеспечение качества и одновременном сохранении прежнего уровня качества. Успех таких действий можно определить лишь на основе сравнения определенных сроков путём анализа соответствующих расходов.

Рекомендуются следующие шаги:

1. Измерение затрат на обеспечение качества

- Измерение объёма расходов и затрат (расход времени, расход материала и т.д.);

- Сбор отдельных видов расходов либо их долей из данных производственного учета;

- Выделение долей расходов и перекладывание на соответствующие элементы;

- Отнесение значений к элементам и группам затрат на обеспечение качества.

2. Отчёт о затратах на обеспечение качества

- Результат учёта и вычисление затрат на обеспечение качества;

- Желательно отчёт создавать всегда по стандартизированному способу, чтобы обеспечить сравнимость результатов разных периодов

Цель и польза измерения затрат на обеспечение качества

Польза измерения затрат в целях обеспечение качества обеспечивается:

Поддержкой менеджмента путём:

- представления затрат на превентивные и регулирующие меры по обеспечению качества, а также меры по исправлению ошибок с целью постоянной оптимизации производства;

- перечисления тех изделий или областей, которые причиняют убытки из-за невысокого уровня качества;

- предложения корректировочных мер и мер улучшения с целью снижения издержек производства либо повышения производительности;

- возможных конкретных экономических предложений по оформлению производственной политики.

В отдельности

- распознавание отклонений и тенденций;

- оптимизация затрат на предотвращение ошибок, контроль, исправление ошибок;

- предложения поснижению издержек производства;

- установление причин для возникновения затрат;

- возможности улучшения продукции;

- установление показателей относительно:

развития затрат на обеспечение качества на основе сравнения плановых и фактических значений;

планирования среднесрочных и долгосрочных мероприятий;

оценки финансового риска.

Правовые основы обеспечения качества в Российской Федерации

Для обеспечения соответствия характеристик продукции обязательным и добровольным требованиям, требованиям потре­бителей и других заинтересованных сторон в процессе управле­ния качеством необходимо определённым образом регулировать их установление, применение и исполнение.

В РФ правовыми основами обеспечения качества продукции, товаров, услуг, работ, процессов являются:

Конституция и Гра­жданский кодекс РФ;

законы РФ:

от 7 февраля 1992г. № 2300-1 «О защите прав потребителей»,

от 27 апреля 1993г. № 4871-1 «Об обеспечении единства измерений»,

от 14 мая 1993г. № 4979-1 «О ветеринарии»;

федеральные законы:

от 30 марта 1999г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

от 2 января 2000г. № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов»;

от 27 декабря 2002г. №184-ФЗ «О техническом ре­гулировании»;

от 1 мая 2007г. № 65-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом регулировании», другие законы, а также принятые в соответствии с ними иные норма­тивные правовые акты.

Эти документы в совокупности содержат нормы, направлен­ные на обеспечение прав потребителей, в том числе:

• право на приобретение качественного товара;

• право на отказ от покупки предлагаемого товара (услуги);

• право на приобретение гарантированно безопасного товара (услуги);

• право на возврат товара, если он не будет функциониро­вать в точном соответствии с инструкциями (в том числе полу­ченными от продавца);

• право на получение исчерпывающей информации о наи­более важных свойствах товара (услуги);

• право на защиту от сомнительных товаров (услуг) и со­мнительной рекламы;

• право на возмещение, т. е. получение компенсации в случае приобретения некачественных товаров (услуг) при обоснован­ности претензий.

Большинство этих прав прямо или косвенно может быть реализовано только на основе системных подходов к управлению качеством продукции (услуг), позволяющих обеспечить удов­летворение требования потребителей, общества (государства), других заинтересованных сторон.

Глобальные изменения, происходящие в окружающем нас мире, вызывают необходимость соответствующей адаптации правовых норм, содержащихся в отечественных законодательных актах. В со­ответствии с действовавшим ранеезаконодательством в области стандартизации требований к качеству продукции в нашей стра­не и контроль за их соблюдением регламентировались государ­ственными стандартами и другими нормативными документами по стандартизации. На этапе становления и развития стандар­тизации в нашей стране она преследовала интересы самого государства и финансировалась государством. Однако ре­формирование экономики Российской Федерации в последнее десятилетие, изменение форм собственности значительной части российских предприятий, возникновение рынков товаров и услуг и рыночного регулирования в производственной сфере привело к тому, что возникла необходимость использования в РФ новых рычагов управления, в том числе новой системы технического регулирования.

Законодательной основой этой системы в РФ являются федеральные законы «О техническом регулировании» и «О внесении изменений в Федеральный закон «О техническом ре­гулировании».

Второй Закон в области технического регулирования всту­пил в силу 21 мая 2007г., т. е. менее чем через 4 года. Основным предметом содержащихся в нем изменений и дополнений стали некоторые нормы, касающиеся сферы действия Закона «О тех­ническом регулировании», технических регламентов подтвер­ждения соответствия, государственного контроля (надзора), переходных положений.

Необходимость введения этих норм обусловлена, прежде всего, тем, что Закон, принятый 27 декабря 2002г., не стал эф­фективным инструментом реформирования экономики. В нём существуют определенные противоречия с Соглашением ВТО по техническим барьерам в торговле, сфера технического регулирования необоснованно распространена на другие само­стоятельные правовые области (техника безопасности, охрана труда, защита окружающей среды). В результате многие про­екты технических регламентов оказались перегруженными нормами, относящимися к иным отраслям законодательства. Реализация программы разработки технических регламентов, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 29 мая 2006г. № 781-р, по многим причинам оказалась невозможной в установленные сроки. Со временем вступления в действие За­кона «О техническом регулировании» был утверждён и введён в действие только один технический регламент «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ» (постановление Правительства РФ от 12 октября 2005г, № 609).

Изучая сущность и содержание технического регулирования, в РФ на основе действующего законодательства мы рассмотрим лишь те аспекты технического регулирования, которые непосредственно связаны с дисципли­ной «Основы обеспечение качества».

Техническое регулирование правовое регулирование отношений в области установления, применения и исполнения обязательных требований к продукции или связанным с ними процессам. Под процессами понимают процессы: проектирования (включая изыскания), производ­ства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хране­ния, перевозки, реализации и утилизации. Техническое регулирование распространяется на области установления и применения на добровольной основе требований к продукции, процессам проектирования, производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнению работ или оказанию услуг и правовое регулирование отношений в области оценки соответствия. Далее для удобства восприятия текста процессы проек­тирования (включая изыскания) производства, реализации и утилизации названы процессами на стадиях жизненного цикла продукции.

Проблема технического регулирования является системной, комплексной, требующей постановки и реализации наиболее актуальных целей и задач.

Закон «О техническом регулировании» определил основ­ные цели и задачи системы технического регулирования в РФ, направленные на реформирование правоотношений в этой об­ласти.

Таким образом, сферой технического регулирования в со­ответствии с действующим законодательством является:

установление, применение и исполнение обязательных требований к продукции или к связанным с ними процессам на стадиях жизненного цикла;

• установление и применение на добровольной основе тре­бований к продукции, процессам на стадиях жизненного цикла, выполнению работ или оказанию услуг;

• оценка соответствия;

• контроль (надзор).

В сферу технического регулирования вошли также и непо­средственно направленные на повышение конкурентоспособно­сти продукции и услуг виды деятельности:

добровольная сертификация;

• внедрение СМК;

• обучение и информирование потребителей;

• страхование ответственности за ущерб;

• создание саморегулируемых организаций и др.

Важным аспектом Закона является то, что он предусмат­ривает разделение полномочий и ответственности государст­ва и бизнеса за безопасность и качество продукции на основе рационального сочетания свободного предпринимательства и государственного регулирования, гармонизации их с между­народной практикой. При этом государство несёт ответствен­ность за установление приемлемых для общества требований безопасности и правил подтверждения соответствия продукции этим требованиям на основе технических регламентов. Бизнес (рыночная сфера) отвечает за повышение качества и конкурен­тоспособности продукции на основе национальных стандартов, сводов и правил и стандартов организаций.

Документы по стандартизации должны обеспечивать вы­полнение требований технических регламентов. На бизнес ло­жится ответственность за выполнение требований регламентов в процессе создания продукции и необходимость доказательства, что эти требования фактически выполняются, путем подтвер­ждения соответствия.

Содержание технического регулирования является отра­жением социально-экономических отношений в нашей стране. В 20-80-е гг. XX в. адекватным отражением централизованной экономики СССР была централизованная стандартизация. Го­сударственные стандарты регламентировали все вопросы про­мышленной деятельности, начиная от раннего проектирования до утилизации. Несоблюдение стандартов преследовалось по закону. Необходимо подчеркнуть, что такой подход к стандарти­зации нельзя оценивать как «плохой» или «хороший», это лишь факт, что он соответствовал экономике СССР. Разработчики государственных стандартов действовали от имени государства и выполняли государственный план по их разработке.

В последнее десятилетие вследствие резкого снижения объ­ёмов финансирования из средств госбюджета, разработка новых и обновление действующих стандартов были весьма затрудни­тельны и велись низкими темпами. Это привело к моральному старению и практической непригодности значительного объема действующего фонда стандартов и других нормативных доку­ментов (до 50% в отдельных отраслях).

Такое состояние стандартизации стало затруднять произ­водство конкурентоспособных товаров, не способствовало подъ­ёму отечественной экономики и делало невозможной ее интегра­цию в мировую экономику. Подготовка РФ к вступлению во Всемирную торговую организации (ВТО) обострило эту проблему и ускорило реформирование технического регулирования. Одно из основных условий вступления в ВТО — соблюдение прин­ципов в области технического регулирования, установленных в Соглашении по техническим барьерам в торговле и Кодексе добросовестной практики применительно к подготовке, утвер­ждению и применению стандартов.

Техническими барьерами здесь являются несогласованные между странами — потенциальными торговыми партнерами — нормативные документы (директивы, стандарты, технические регламенты и др.) Важнейшими требованиями соглашения ВТО по техническим барьерам в торговле являются следующие:

страны - участницы должны гарантировать, что разработ­ка, принятие и применение технических регламентов не создадут дополнительных препятствий в международной торговле или не окажут такого воздействия;

• в тех случаях, когда возникает необходимость в разработке технических регламентов, а соответствующие международные стандарты уже существуют или находятся на окончательной стадии разработки, страны - участницы должны использовать их полностью или частично как основу для своих технических регламентов.

Большое значение в устранении технических барьеров в торговле придается гармонизации действующей в странах-парт­нерах нормативной документации с европейскими директивами и международными стандартами. В РФ создается система стандартизации, эквивалентная созданной в странах ЕС.

Принятый в декабре 2002г. закон «О техническом регу­лировании» принципиально изменяет систему технического регулирования и роль стандартизации в нём в новых условиях реформирования российской экономики. Эти изменения отра­жают сложившуюся международную практику технического регулирования.

В Законе содержатся:

• понятие и принципы технического регулирования;

• понятие, содержание и применение технического регла­мента; цели принятия и виды;

• порядок разработки, принятия, изменения и отмены тех­нических регламентов;

• цели, принципы стандартизации; документы в области стандартизации и правила их разработки;

• цели, принципы и формы подтверждения соответствия;

• положения в области аккредитации органов по сертифи­кации и испытательных лабораторий (центров);

• положения о государственном контроле (надзоре) за со­блюдением требований технических регламентов;

• ответственность, обязанности и права сторон при выявле­нии нарушений требований технических регламентов;

• положения о федеральном информационном фонде тех­нических регламентов и стандартов;

• положения о финансировании в области технического регулирования.

К основным элементам технического регулирования, пре­дусмотренным Законом, относятся:

технические регламенты;

• стандарты;

• процедуры подтверждения соответствия;

• аккредитация;

• контроль и надзор.

Все они используются в РФ, однако требуют существен­ных изменений, так как создают необоснованные и избыточные барьеры в торговле. Новые законы направлены на кардинальное изменение действовавших ранее подходов к стандартизации и оценке соот­ветствия (испытания, измерения, подтверждение соответствия, аккредитация, контроль и надзор).

Основные принципы технического регулирования, содержа­щиеся в Законе «О техническом регулировании», следующие:

применение единых правил установления требований к продукции, процессам на стадиях жизненного цикла продукции, выполнению работ или оказанию услуг;

• соответствие технического регулирования уровню разви­тия национальной экономики;

• независимость органов по аккредитации, органов по сер­тификации от изготовителей, продавцов, исполнителей, заказ­чиков продукции;

• единая система и правила аккредитации;

• единство правил и методов исследований (испытаний) и измерений при проведении процедур обязательной оценки соответствия;

• единство применения требований технических регламен­тов независимо от видов или особенностей сделок;

• недопустимость ограничения конкуренции при осущест­влении аккредитации и сертификации;

• недопустимость совмещения полномочий органа государ­ственного контроля (надзора) и органа по сертификации;

• недопустимость внебюджетного финансирования госу­дарственного контроля (надзора) за соблюдением требований технических регламентов.

Принципы направлены на формирование единой техниче­ской политики в области стандартизации и подтверждения соот­ветствия. Они позволяют исключить нормирование требований к продукции одного и того же вида многочисленными ведомствами, что приводит к дублированию норм, снижению качества продукции, затрудняет развитие производства конкурентоспособной отечественной продукции.

Техническое регулирование должно соответствовать инте­ресам национальной экономики, уровню развития материально-технической базы и уровню научно-технического развития, а также международным нормам и правилам.

Правительством Российской Федерации организован посто­янный учёт и анализ всех случаев причинения вреда жизни или здоровью граждан, имуществу, окружающей среде, жизни или здоровью животных или растений с учетом тяжести этого вреда. Оно организовало также информирование заинтересованных лиц (приобретателей, изготовителей и продавцов) о ситуации в области соблюдения требований технических регламентов через соответствующие печатные издания.

Управление в области технического регулирования осуще­ствляет Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии (Ростехрегулирование), находящееся в ведении Министерства промышленности и энергетики Российской Фе­дерации (Указ Президента Российской Федерации от 9 марта 2004г. № 314 «О системе и структуре Федеральных органов исполнительной власти»). В соответствии с постановлением Правительства РФ эта служба является федеральным органом исполнительной власти.

Непосредственно и через свои территориальные органы в установленной сфере деятельности Ростехрегулирование осу­ществляет:

в порядке, установленном федеральными законами «О техническом регулировании» и «О внесении изменений в Феде­ральный закон «О техническом регулировании», деятельность в области технического регулирования, в том числе контроль и надзор за соблюдением требований национальных стандартов в переходный период;

• регистрацию документов, подтверждающих соответствие объектов технического регулирования установленным требо­ваниям;

• ведение общероссийских классификаторов технико-эко­номической и социальной информации;

• аккредитацию в сфере технического регулирования;

• учёт и анализ случаев причинения вреда жизни или здо­ровью граждан, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу и другим объектам технического регулирования вследствие нарушений требований технических регламентов;

• организационно-техническую и информационную деятель­ность в области технического регулирования и формирование федеральных информационных ресурсов в сфере технического регулирования и каталогизации;

• в порядке, установленном Законом РФ «Об обеспечении единства измерений», деятельность в области метрологии.

Роль стандартизации в системе технического регулирования и обеспечении качества

Стандартизация в течение продолжительного времени была основным элементом технического регулирования в Российской Федерации, а стандарты — основными документами, направлен­ными на обеспечение качества продукции и других объектов

Стандартизациядеятельность по установлению правил и ха­рактеристик в целях их добровольного многократного использования, направленная на достижение упорядоченности в сферах производствам обращения продукции и повышение конкурентоспособности продукции, работ и услуг.

Стандартдокумент, в котором в целях добровольного много­кратного использования устанавливаются характеристики продукции, правила осуществления и характеристики процессов производства, экс­плуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг; стандарт также может содержать требования к терминологии, символике, упаковке, маркировке или этикеткам и пра­вилам их нанесения.

Важность и значение стандартизации человечество осоз­нало ещё с древних времен. Издавна она использовалась для наиболее оптимальных вариантов решения множества возникающих практических задач (Рис. 2.21)

«Древняя история» стандартизации

Китай, Древний Египет – стандарты на бумагу,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: