ГОСТ Р 1.13-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Уведомления о проектах документов в области стандартизации. Общие требования.
ГОСТ Р 1.12-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Термины и определения.
ГОСТ Р 1.10-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Правила стандартизации и рекомендации по стандартизации.
ГОСТ Р 1.6-2005 Стандартизация в Российской Федерации. Проекты стандартов. Организация проведения экспертизы.
ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения.
ГОСТ Р 1.1-2006 Стандартизация в Российской Федерации. Технические комитеты по стандартизации. Порядок создания и деятельности.
ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения.
ГОСТ Р 1.2-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления и отмены.
ГОСТ Р 1.3-2002 Межгосударственная система стандартизации. Правила и методы принятия межгосударственных и региональных стандартов в качестве межгосударственных стандартов.
|
|
ГОСТ Р 1.5-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила построения, изложения, оформления и обозначения.
ГОСТ Р 1.8-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты межгосударственные. Правила проведения в Российской Федерации работ по разработке, применению, обновлению и прекращению применения.
ГОСТ Р 1.9-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Знак соответствия национальным стандартам Российской Федерации. Изображение, порядок применения.
ГОСТ Р 1.11-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Порядок разработки, утверждения, изменения, пересмотра и отмены.
Субъектами работ по стандартизации являются:
• национальный орган по стандартизации;
• технические комитеты по стандартизации;
• разработчики стандартов.
Ростехрегулирование как национальный орган РФ по стандартизации выполняет следующие функции:
• утверждает национальные стандарты;
• принимает программу разработки национальных стандартов;
• организует экспертизу проектов национальных стандартов;
• обеспечивает соответствие национальной системы стандартизации интересам национальной экономики, состоянию материально-технической базы и научно-техническому прогрессу;
• осуществляет учёт национальных стандартов, правил стандартизации, норм и рекомендаций в этой области и обеспечивает их доступность заинтересованным лицам;
• создает технические комитеты по стандартизации и координирует их деятельность;
|
|
• организует опубликование национальных стандартов и их распространение;
• участвует в соответствии с уставами международных организаций в разработке международных стандартов и обеспечивает учёт интересов РФ при их принятии;
• утверждает изображение знака соответствия национальным стандартам;
• представляет РФ в международных организациях, осуществляющих деятельность в области стандартизации.
Технические комитеты по стандартизации (ТК) являются основным элементом системы, с помощью которого происходит формирование плана стандартизации, разработка стандартов и их экспертиза. Большинство из них образовано на базе головных институтов промышленности. В их состав на паритетных началах и добровольной основе входят представители федеральных органов исполнительной власти, научных организаций, общественных объединений предпринимателей и потребителей.
К началу 2007г. зарегистрировано более 360 ТК по стандартизации, однако активно работают в области стандартизации далеко не все комитеты, что обусловлено состоянием и слабой заинтересованностью промышленности в разработке стандартов, кардинальной реорганизацией управления отраслями и процессами реорганизации отраслевых НИИ.
Разработчиками национальных стандартов являются в основном ТК, но в соответствии с Законом «О техническом регулировании» эту деятельность может осуществлять любое лицо.
Первостепенное внимание должно уделяться разработке тех национальных стандартов, которые отражают аспекты безопасности продукции, защиты жизни и здоровья населения страны и могут использоваться в качестве основы для подготовки соответствующих технических регламентов.
Цели, принципы и задачи стандартизации
Современный мир очень динамично изменяется. Глобализация рынков, появление новых секторов бизнеса, более быстрая разработка и сокращение жизненных циклов продукции, а также усиливающееся взаимопроникновение технологий приводят к тому, что национальная и международная стандартизация сталкиваются с множеством новых остро стоящих проблем. Перед лицом этих вызовов определение стратегии национальной стандартизации является необходимым ответом на изменяющуюся ситуацию и новые запросы отечественной экономики в условиях изменяющегося мира.
Цели стандартизации в Российской Федерации определены Законом. Они включают:
Повышение уровня безопасности:
• жизни и здоровья граждан
• имущества физических и юридических лиц:
• государственного и муниципального имущества;
• в области экологии;
• жизни и здоровья животных и растений;
• объектов с учетом риска возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Обеспечение:
• конкурентоспособности продукции, работ, услуг;
• научно-технического прогресса;
• рационального использования ресурсов;
• взаимозаменяемости технических средств (машин и оборудования, их составных частей, комплектующих изделии и материалов);
• технической и информационной совместимости;
• сопоставимости результатов исследований (испытаний) и измерений технических и экономико-статистических данных;
• проведения анализа характеристик продукции (работ, услуг);
• исполнения государственных заказов;
• добровольного подтверждения соответствия продукции (работ, услуг).
Создание:
• систем классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации;
• систем каталогизации продукции (работ, услуг);
• систем обеспечения качества продукции;
• систем поиска и передачи данных,
• доказательной базы и условий выполнения требований технических регламентов.
Содействие соблюдению требований технических регламентов.
|
|
Задачи, которые необходимо решить для эффективного реформирования национальной системы стандартизации: