Термин «финансовая система», как правило, применяется в двух значениях:
- как совокупность различных видов финансовых отношений, в которых происходит формирование и использование целевых фондов денежных средств;
- как форма организации денежных отношений между всеми субъектами воспроизводственного процесса по распределению и перераспределению валового внутреннего продукта и национального дохода.
К основным принципам организации финансовой системы можно отнести:
1. разграничение финансовой системы на отдельные звенья;
2. ведущая роль государства в области социально-экономического развития страны;
3. единство финансовой системы: базируется на едином источнике финансовых ресурсов – национальном доходе;
4. основой финансовой системы являются финансы предприятий различных организационно-правовых форм.
На практике различают понятие финансовой системы в узком смысле и в широком смысле.
К системе в узком смысле относят три ключевые звена, которые в полной мере обладают всеми признаками финансов, рассмотренных в предыдущем параграфе: государственные финансы, страхование и финансы предприятий (рисунок 3.3.).
|
|
ФИНАНСОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
Финансы предприятий |
Финансы страхования |
государственный бюджет |
социальные внебюджетные фонды |
государственный кредит |
коммерческих предприятий |
некоммерческих организаций |
общественных объединений |
имущественное |
личное |
ответственности |
рисков |
Государственные финансы |
Рис. 3.3. Структура финансовой системы в узком определении
К финансовой системе в широком смысле относят все звенья экономического механизма, в которых происходит формирование целевых денежных фондов. Общий признак, объединяющий все звенья в единую систему – процесс формирования и использования денежных фондов. В соответствии с таким подходом в финансовой системе выделяют 7 звеньев. Характеристика звеньев представлена в таблице 3.2.
Среди особенностей современной финансовой системы развитых государств в целом, и РФ в частности, можно выделить:
1. сложность – наличие множества прямых и косвенных взаимосвязей между элементами, многоуровневость и комплексность управления;
2. приоритетность социальных целей;
3. преобладающую роль играет система косвенного регулирования;
4. многоуровневость бюджетной системы. Как правило, бюджеты включают три уровня: федеральный, региональные и местные (муниципальные);
5. рост удельного веса субъектов хозяйствования, принимающих самостоятельные решения, в том числе в области финансов.
Таблица 3.2.