Сравнительная характеристика элементов финансовой системы в широком определении
№ | Элемент финансовой системы | Степень централизации | Назначение | Основные методы | Сфера распространения |
1. | Государственные (публичные) финансы | Самая высокая | - Удовлетворение потребностей всего общества, социальных слоев; - решение общегосударственных задач; - стимулирование экономического развития | Обязательные платежи, централизованные расходы | Государственная и муниципальная исполнительная власть |
2. | Финансы предприятий | Низкая | - Удовлетворение потребностей трудовых коллективов и собственников; - обеспечение непрерывности и эффективности производства и сбыта | Формирование и использование каптала, выручки, себестоимости, прибыли, организация денежного оборота | Предприятия, организации различных форм собственности |
3. | Кредит | Средняя | Удовлетворение временных потребностей предприятий, государства, населения в денежных ресурсах | Привлечение временно свободных ресурсов и предоставление их на условиях возвратности, срочности, платности | Банковская система |
4. | Страхование | Средняя | Удовлетворение потребностей экономических субъектов и населения (выступающих в качестве страхователей) в компенсации ущерба при наступлении рисковых событий | Формирование страхового фонда за счет взносов страхователей; выплаты при наступлении страхового случая | Страховые компании (страховщики) |
5. | Рынок ценных бумаг | Низкая | Удовлетворение потребностей эмитентов в привлечении инвестиций и инвесторов в размещении ресурсов | Эмиссия и размещение ценных бумаг | Фондовые биржи, «уличный рынок» (прямые контакты между инвесторами и эмитентами) |
6. | Международные финансы | Высокая | Удовлетворение потребностей, выходящих за пределы одного государства | Взносы стран-участниц международных финансовых организаций, расходы этих организаций | Международные двусторонние и многосторонние организации |
7. | Финансы населения | Самая низкая | Удовлетворение личных потребностей домашних хозяйств | Доходы, расходы, сбережения населения | Население (домашние хозяйства) |
Управление финансами – воздействие на финансовую систему, включающее комплекс взаимосвязанных мер, применяемых планомерно под постоянным контролем соответствующего органа.
Управление финансами удобно представить в виде определенной системы взаимосвязанных элементов, которую часто называют финансовым механизмом (рис. 3.4).
Ø неоперационные; Ø операционные. |
Ø орган управления; Ø кадры управления. |
Ø финансовые отношения; Ø финансовая система. |
цели |
объект |
субъект |
методы |
Ø планирование; Ø организация; |
Ø регулирование; Ø контроль. |
инструменты |
Ø направленные на: 1) изменение требований и обязательств; 2) перемещение денежных средств; 3) участие в собственности. |
Ø правовое; Ø информационное; Ø техническое; Ø кадровое. |
обеспечение |
Рис. 3.4. Элементы системы управления финансами
Рассмотрим подробнее каждый элемент системы в отдельности.
Цель – конечный результат, желаемое состояние финансовой системы в целом или ее отдельного элемента. Различают два класса целей: неоперационные и операционные.
Неоперационная цель не имеет конкретных количественных измерителей и конечного состояния – ее нельзя достичь и поставить другую, такая цель перманентна, она служит скорее в качестве принципа принятия управленческих решений. К этому классу целей относят обеспечение:
- независимости – наличие внутренних источников роста, способность финансовой системы сохранять устойчивость даже при неблагоприятных условиях внешней среды (падение или рост мировых цен, экономический спад, рост расходов и т.п.);
- сбалансированности – установление рационального соотношения между доходами и расходами государственного бюджета и внебюджетных фондов, между источниками инвестиций и потребностями в инвестиционных ресурсах, между совокупным спросом и совокупным предложением и т.д.;
- пропорциональности – оптимальное соотношение между ресурсами государства и ресурсами субъектов экономики и населения (оптимальная налоговая нагрузка, структура расходов бюджета, размер государственных заимствований и т.д.).
В конкретных условиях ставятся и достигаются операционные цели. Эти цели конкретны, количественно измеримы, определены по срокам реализации; предполагают разработку конкретных механизмов и закрепление ответственных лиц. Спектр целей может быть достаточно широк и подвержен постоянному изменению – в конкретных исторических условиях ставятся свои цели.
Объект управления – финансовая система как совокупность отдельных взаимосвязанных звеньев, а также финансовые отношения по поводу формирования и использования целевых фондов. В частности, в области государственных финансов среди комплекса финансовых отношений можно выделить следующие основные:
- определение процедуры принятия, исполнения финансовых решений, форм и методов контроля;
- разработка классификаций доходов и расходов бюджета;
- налогообложение (определение видов и ставок налогов, порядка изъятия, льгот и санкций, круга плательщиков и т.д.);
- использование государственной собственности (определение перечня приватизируемых объектов, порядка приватизации и передачи объектов в долгосрочную аренду, расчет стоимости объектов и размера арендной платы и т.д.);
- формирование информационной базы и определение порядка обмена информацией;
- формирование документационного обеспечения процессов управления.
Субъект управления – органы государственной и муниципальной законодательной и исполнительной власти, соответствующие департаменты министерств и ведомств, а также финансовые службы предприятий и организаций. Очевидно, что помимо номинального статуса, каждый управленец наделяется определенными функциями, полномочиями, за каждым закрепляется сфера ответственности и определяется порядок взаимодействиями с другими органами и подразделениями.
На уровне федеральной власти управление финансами осуществляют:
- Президент РФ (определяет основные направления развития финансовой системы посредством бюджетного послания Федеральному собранию, подписывает финансовые законы, дает конкретные указания и задания Правительству и руководителям Министерств и ведомств);
- Федеральное Собрание (рассматривает и принимает финансовые законы, в том числе закон о бюджете на очередной финансовый год, утверждает отчет об исполнении бюджета);
- Правительство – основной орган управления (реализация финансовой политики, формирование проекта и исполнение бюджета, регулирование цен и тарифов, надзор и регулирование финансовых рынков, управление государственным кредитом и др.);
- Банк России (совместно с Правительством разрабатывает и реализует финансовую и денежно-кредитную политику, занимается кассовым исполнением бюджета, регулирует деятельность банковской системы и др.);
- Федеральное Казначейство (контроль за исполнением республиканского бюджета РФ, управление доходами и расходами этого бюджета на счетах казначейства в банках, исходя из принципа единства кассы);
- Счетная Палата РФ – основной контролирующий орган за федеральными финансовыми ресурсами (контроль федеральной собственности и расходования федеральных денежных средств);
- министерства и ведомства (финансов, по налогам и сборам, экономического развития и торговли, здравоохранения и социального развития, Федеральная антимонопольная служба и др.).
Методы управления – это некоторые приемы, способы воздействия. Если основываться на функциональном подходе к управлению, можно выделить следующие группы методов управления:
1) планирования;
2) организации;
3) регулирования;
4) контроля.
Планирование – определение количественных пропорций финансовых отношений. Среди основных методов можно выделить:
- разработка стратегии – долгосрочные цели и механизмы их достижения;
- программирование – способ планирования, использующий ресурсно-целевой подход, т.е. устанавливаются конкретные цели и определяются конкретные источники финансирования (используются для решения таких задач, которые имеют измеримый конечный результат);
- бюджетирование – определение целей (например, размера доходов), затрат, капитала, установление сроков, закрепление ответственных;
- разработка смет, платежных календарей, графиков и др.
Организация – определение ответственных лиц и подразделений, закрепление функций, установление порядка взаимодействия между различными уровнями управления и т.д.
Регулирование – применение всего комплекса форм, методов, пропорций финансовых отношений, наиболее эффективных в данных условиях. Различают методы прямого (регламентация, запрет, лицензирование, квотирование и т.п.) и косвенного (виды и ставки налогов, льготы, санкции, расходы бюджета, субсидии, порядок ценообразования, тарифы и цены государственных монополий и др.) регулирования.
Финансовый контроль – форма реализации одной из функций финансов – деятельность органов управления финансами, который заключается в постоянном наблюдении за процессами формирования и использования денежных фондов. Контроль осуществляется по линии проверки эффективности использования ресурсов и полноты исполнения финансового законодательства.
Основные задачи финансового контроля:
- содействие сбалансированности между потребностью в финансовых ресурсах и размерами денежных доходов и фондов народного хозяйства;
- обеспечение своевременности и полноты выполнения финансовых обязательств перед государственным бюджетом;
- выявление внутрипроизводственных резервов роста финансовых ресурсов, в том числе по снижению себестоимости и повышению рентабельности;
- содействие рациональному расходованию материальных ценностей и денежных ресурсов на предприятии, а также правильному ведению бухгалтерского учета;
- обеспечение соблюдения действующего законодательства и нормативных актов.
Классификация финансового контроля приведена на рисунке 3.6.
Рассмотрим несколько подробнее основные методы финансового контроля:
1) проверка – изучение отдельных финансовых вопросов, проводится на месте с использованием отчетных, балансовых и расходных документов;
2) обследование – более широкий обзор отдельных сторон деятельности с целью оценки финансового положения предприятия; помимо изучения документации может включать опрос, анкетирование и т.д.;
3) ревизия проводится на месте с целью установления законности финансовой дисциплины и выявления нарушений на основе первичной отчетности, фактического наличия денежных средств и т.п.;
4) анализ – метод контроля результатов финансово-хозяйственной деятельности, проводится на базе отчетности; основное назначение – оценить эффективность, выявить резервы, определить силу влияния факторов;
5) надзор – комплексный контроль деятельности субъектов, действующих на основании лицензии, проводится путем сравнения фактических значений финансовых показателей с установленными нормативами;
6) мониторинг – постоянное систематическое наблюдение за финансовой деятельностью предприятия со стороны заинтересованных лиц (инвесторы, собственники, банк и т.д.). Под мониторингом также понимается наблюдение за какими-либо процессами во внешней среде, осуществляется путем регулярного замера заранее определенного круга показателей.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В РФ |
по регламенту |
по времени |
по субъекту |
по сфере |
по методу |
1) обязательный (внешний); 2) инициативный (внутренний). |
1) предварительный; 2) текущий (оперативный); 3) последующий. |
1) общегосударственный (президентский, парламентский, правительственный); 2) ведомственный; 3) внутрихозяйственный; 4) аудиторский; 5) общественный. |
1) бюджетный; 2) налоговый; 3) валютный; 4) страховой; 5) денежно-кредитный. |
1) проверка; 2) обследование; 3) ревизия; 4) анализ; 5) надзор; 6) мониторинг. |
Рис. 3.6. Классификация финансового контроля
Правовое обеспечение – совокупность кодексов (налоговый, бюджетный, гражданский), законов и подзаконных актов (положений, постановлений и т.п.), регулирующих финансовый процесс. Информационное обеспечение – источники, массивы, каналы, виды информации, используемые в управлении. Техническое обеспечение – совокупность технических средств, средств связи и программного обеспечения. Кадровое обеспечение – совокупность лиц, задействованных в процессе управления, а также система подготовки кадров (учебные учреждения, программы, повышение квалификации и т.д.).