Метод СВОТ

Применяемый для анализа среды метод СВОТ (англ. SWОТ) – сила (strength), слабость (weekness), возможности (орроrtunities) и угрозы (threats) – является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.

Томпсон и Стрикланд предложили следующий примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде.

Сильные стороны: кадровые, организационные, производственные, маркетинговые, финансовые

° выдающаяся компетентность;

° адекватные финансовые ресурсы;

° высокая квалификация;

° хорошая репутация у покупателей;

° известный лидер рынка;

° изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации;

° возможность получения экономии от роста объема производства;

° защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления;

° подходящая технология;

° преимущества в области издержек;

° преимущества в области конкуренции;

° наличие инновационных способностей и возможности их реализации;

° проверенный временем менеджмент.

Слабые стороны: кадровые, организационные, производственные, маркетинговые, финансовые.

° нет ясных стратегических направлений;

° ухудшающаяся конкурентная позиция;

° устаревшее оборудование;

° более низкая прибыльность потому, что...;

° недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;

° отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности;

° плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;

° мучение с внутренними производственными проблемами;

° уязвимость по отношению к конкурентному давлению;

° отставание в области исследований и разработок;

° очень узкая производственная линия (сфера);

° слабое представление о рынке;

° конкурентные недостатки;

° ниже среднего маркетинговые способности;

° неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.

Возможности: политико-правовые, экономические, технологические и социо-культурные.

° выход на новые рынки или сегменты рынка;

° расширение производственной линии;

° увеличение разнообразия во взаимосвязанных услугах;

° добавление сопутствующих услуг и продуктов;

° вертикальная интеграция;

° возможность перейти в группу с лучшей стратегией;

° самодовольство среди конкурирующих фирм;

° ускорение роста рынка.

Угрозы: политико-правовые, экономические, технологические и социо-культурные.

° возможность появления новых конкурентов;

° рост продаж замещающего продукта или услуг;

° замедление роста рынка;

° неблагоприятная политика правительства;

° возрастающее конкурентное давление;

° рецессия и затухание делового цикла;

° возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;

° изменение потребностей и вкуса покупателей;

° неблагоприятные демографические изменения.

После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид (рис.6.1).

Слева выделяется два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два блока (возможности и угрозы), в которые выписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуется четыре поля: СИВ (сила и возможности); СИУ (сила и угрозы); СЛВ (слабость и возможности); СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.

                                             
    М Е Т О Д   С В О Т                      
                                             
    В О З М О Ж Н О С ТИ       У Г Р О З Ы    
    1.   1.    
    2.           2.        
    3.     3.  
    4.                     4.                  
    5.                     5.                  
    6.                     6.                  
    7.                     7.                  
    8.                     8.                  
    9.                     9.                  
    10.                     10.                  
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ   1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.   1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10.
1.                                            
2.                                            
3.                                            
4.                                            
5.                                            
6.                                            
7.                                            
8.                                            
9.                                            
10.         С И В                 С И У        
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ                                            
1.                                            
2.                                            
3.                                            
4.                                            
5.                                            
6.                                            
7.                                            
8.                                            
9.                                            
10.         С Л В                 С Л У        
                                             

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: