Применяемый для анализа среды метод СВОТ (англ. SWОТ) – сила (strength), слабость (weekness), возможности (орроrtunities) и угрозы (threats) – является широко признанным подходом, позволяющим провести совместное изучение внешней и внутренней среды. Методология СВОТ предполагает сначала выявление сильных и слабых сторон, а также угроз и возможностей, и после этого установление цепочек связей между ними, которые в дальнейшем могут быть использованы для формулирования стратегии организации.
Томпсон и Стрикланд предложили следующий примерный набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список слабых и сильных сторон организации, а также список угроз и возможностей для нее, заключенных во внешней среде.
Сильные стороны: кадровые, организационные, производственные, маркетинговые, финансовые
° выдающаяся компетентность;
° адекватные финансовые ресурсы;
° высокая квалификация;
° хорошая репутация у покупателей;
° известный лидер рынка;
° изобретательный стратег в функциональных сферах деятельности организации;
|
|
° возможность получения экономии от роста объема производства;
° защищенность (хотя бы где-то) от сильного конкурентного давления;
° подходящая технология;
° преимущества в области издержек;
° преимущества в области конкуренции;
° наличие инновационных способностей и возможности их реализации;
° проверенный временем менеджмент.
Слабые стороны: кадровые, организационные, производственные, маркетинговые, финансовые.
° нет ясных стратегических направлений;
° ухудшающаяся конкурентная позиция;
° устаревшее оборудование;
° более низкая прибыльность потому, что...;
° недостаток управленческого таланта и глубины владения проблемами;
° отсутствие некоторых типов ключевой квалификации и компетентности;
° плохое отслеживание процесса выполнения стратегии;
° мучение с внутренними производственными проблемами;
° уязвимость по отношению к конкурентному давлению;
° отставание в области исследований и разработок;
° очень узкая производственная линия (сфера);
° слабое представление о рынке;
° конкурентные недостатки;
° ниже среднего маркетинговые способности;
° неспособность финансировать необходимые изменения в стратегии.
Возможности: политико-правовые, экономические, технологические и социо-культурные.
° выход на новые рынки или сегменты рынка;
° расширение производственной линии;
° увеличение разнообразия во взаимосвязанных услугах;
° добавление сопутствующих услуг и продуктов;
° вертикальная интеграция;
° возможность перейти в группу с лучшей стратегией;
|
|
° самодовольство среди конкурирующих фирм;
° ускорение роста рынка.
Угрозы: политико-правовые, экономические, технологические и социо-культурные.
° возможность появления новых конкурентов;
° рост продаж замещающего продукта или услуг;
° замедление роста рынка;
° неблагоприятная политика правительства;
° возрастающее конкурентное давление;
° рецессия и затухание делового цикла;
° возрастание силы торга у покупателей и поставщиков;
° изменение потребностей и вкуса покупателей;
° неблагоприятные демографические изменения.
После того как конкретный список слабых и сильных сторон организации, а также угроз и возможностей составлен, наступает этап установления связей между ними. Для установления этих связей составляется матрица СВОТ, которая имеет следующий вид (рис.6.1).
Слева выделяется два блока (сильные стороны, слабые стороны), в которые соответственно выписываются все выявленные на первом этапе анализа стороны организации. В верхней части матрицы также выделяется два блока (возможности и угрозы), в которые выписываются все выявленные возможности и угрозы. На пересечении блоков образуется четыре поля: СИВ (сила и возможности); СИУ (сила и угрозы); СЛВ (слабость и возможности); СЛУ (слабость и угрозы). На каждом из полей исследователь должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации.
М | Е | Т | О | Д | С | В | О | Т | ||||||||||||||
В | О | З | М | О | Ж | Н | О | С | ТИ | У | Г | Р | О | З | Ы | |||||||
1. | 1. | |||||||||||||||||||||
2. | 2. | |||||||||||||||||||||
3. | 3. | |||||||||||||||||||||
4. | 4. | |||||||||||||||||||||
5. | 5. | |||||||||||||||||||||
6. | 6. | |||||||||||||||||||||
7. | 7. | |||||||||||||||||||||
8. | 8. | |||||||||||||||||||||
9. | 9. | |||||||||||||||||||||
10. | 10. | |||||||||||||||||||||
СИЛЬНЫЕ СТОРОНЫ | 1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | 1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. | 9. | 10. | ||
1. | ||||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||||||
10. | С | И | В | С | И | У | ||||||||||||||||
СЛАБЫЕ СТОРОНЫ | ||||||||||||||||||||||
1. | ||||||||||||||||||||||
2. | ||||||||||||||||||||||
3. | ||||||||||||||||||||||
4. | ||||||||||||||||||||||
5. | ||||||||||||||||||||||
6. | ||||||||||||||||||||||
7. | ||||||||||||||||||||||
8. | ||||||||||||||||||||||
9. | ||||||||||||||||||||||
10. | С | Л | В | С | Л | У | ||||||||||||||||
|
|