Подходы к выработке стратегии. Типы стратегий развития бизнеса

Типы стратегий развития бизнеса

Два понимания стратегии

Сущность стратегии организации

ВЫРАБОТКА СТРАТЕГИИ ОРГАНИЗАЦИИ.

Совершенно очевидно, что к одной и той же цели можно двигаться различными способами. Выбор способа достижения цели и будет являться решением стратегии организации (фирмы). Как видно, если установление целей отвечает на вопрос, к чему организация будет стремиться, если план действий по достижению цели отвечает на вопрос, что надо делать, чтобы достичь поставленной цели, то стратегия отвечает на вопрос, каким из возможных способов, как организация будет идти к достижению цели. Выбор стратегии означает выбор средств, с помощью которых организация будет решать стоящие перед ней задачи.

Выбор стратегии и ее реализация составляют основное содержание стратегического управления.

Существует два противоположных взгляда на понимание стратегии. П е р в о е понимание стратегии базируется на процессе нахождения цели и составления долгосрочного плана.

При в т о р о м понимании стратегии, которое и используется в стратегическом управлении,

стратегия – это долгосрочное качественно определенное направление развития организации, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы взаимоотношений внутри организации, и также позиции организации в окружающей среде, приводящее организацию к ее целям.

Определение стратегии для предприятия принципиально зависит от конкретной ситуации, в которой оно находится. Однако это никак не означает, что невозможно провести некую типологизацию стратегий управления. Анализ практики выбора стратегий показывает, что существуют общие подходы к формулированию стратегии и общие рамки, в которые вписываются стратегии.

Чтобы избежать двойственности в толковании стратегий, далее в данной теме будут рассматриваться только стратегии организации в целом, а не ее отдельных подразделений.

Как считает один из ведущих теоретиков и специалистов в области стратегического управления М. Портер, существует три основных подхода к выработке стратегии поведения предприятия на рынке (Роrtеr, сhарtеr 2).

Первый подход связан с лидерством в минимизации издержек производства.

Второй подход к выработке стратегии связан со специализацией в производстве продукции (услуг).

Третий подход относится к фиксации определенного сегмента рынки и концентрации усилий предприятия на выбранном рыночном сегменте.

Рассмотрим некоторые наиболее распространенные, выверенные практикой и широко освещенные в литературе стратегии развития бизнеса (см., например, Коt1еr, р. 58 – 59).

Обычно эти стратегии называются базисными, или эталонными. Они отражают четыре различных подхода к росту предприятия и связаны с изменением состояния одного или нескольких элементов: 1) продукт (услуга); 2) рынок; 3) отрасль; 4) положение предприятия внутри отрасли; 5) технология.

Каждый из этих пяти элементов может находиться в одном из двух состояний: существующее состояние или же новое. Например, в отношении продукта (услуги) это может быть либо решение производить тот же продукт (услугу), либо переходить к производству нового продукта (услуги).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: