Сущность и виды предприятий

Тема 4. Предприятие в системе экономических отношений. Издержки производства, прибыль предприятий и цена продукции

Антимонопольное законодательство.

Важнейшим средством регулирования деятельности монополистических объединений является антимонопольное законодательство. Это законы и другие правительственные акты, способствующие развитию конкуренции, направленные на ограничение и запрещение монополий, препятствующие созданию монопольных структур и объединений, монополистических действий.

Общие основы антимонопольного законодательства:

1) охрана и поощрение конкуренции;

2) контроль над фирмами, осуществляющими господство на рынке;

3) защита интересов потребителя;

4) контроль над ценами;

5) защита и содействие развитию среднего и мелкого бизнеса.

Антимонопольное законодательство впервые возникло в США и Канаде. В 1880 г. был принят закон Шермана, который вводил запрет на монополизацию рынка и признавал незаконным любые объединения и соглашения, способствующие ограничению производства и торговли. Первые антимонопольные законы США представляли собой попытку борьбы против крупного производства за выживание мелкого. В дальнейшем практика антимонопольного законодательства менялась. На протяжении ХХ столетия периоды его ужесточения и либерализации несколько раз чередовались.

В России Закон "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был принят в 1991 г. Его цель – определение организационных и правовых основ предупреждения, ограничения и пресечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции. В 1995 г. принят Федеральный закон "О естественных монополиях", в котором определяются основные сферы государственного регулирования:

- транспортировка нефти и нефтепродуктов и газа по магистральным трубопроводам;

- услуги по передачи электрической и тепловой энергии;

- железнодорожные перевозки и др.

В законе определен также один из методов регулирования деятельности естественных монополий: ценовое регулирование, осуществляемое путем установления цен (тарифов) или их предельного уровня.

1.Сущность и виды предприятий.

2.Процесс производства и основные показатели его эффективности.

3. Фонды предприятия, их оборот и кругооборот. Амортизация.

4. Сущность и классификация издержек производства. Способы снижения затрат.

5.Прибыль и рентабельность как основные показатели эффективности производства.

Предприятие является основным звеном экономики, т.к. именно на нем осуществляется непосредственно процесс производства, создается ВВП. Предприятие – хозяйственная единица, обладающая правом юридического лица, использующая имеющиеся ресурсы для производства продукции с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

Предприятия классифицируются по ряду признаков:

1. По формам собственности:

- частные;

- государственные;

- муниципальные;

- смешанные.

Распределение предприятий и организаций по формам собственности [1]

Показатель Кол-во, тысяч В процентах к итогу
1996 2001 2004 2007 1996 2001 2004 2007
Число предприятий и организаций - всего                
в том числе по формам собственности:                
государственная         14,3 4,5 3,9 3,3
муниципальная         8,8 6,5 5,9 5,9
частная         63,4 75,0 78,0 80,7
собственность общественных и религиозных организаций (объединений)         4,2 6,7 6,1 5,3
прочие формы собственности, включая сме­шанную российскую, иностранную, совместную российскую и иностранную         9,3 9,3 6,4 4,8

2. По характеру деятельности:

- производственные – на которых создается материальный продукт;

- непроизводственные – предоставляющие услуги.3. По сфере деятельности: промышленные, с/х-ные, строительные, транспортные и т.д.

4. По размерам:

- крупные (более 500 чел.);

- средние (от 50 до 500);

- малые (до 50).

5. По целям деятельности:

- коммерческие (основная цель деятельности – извлечение прибыли). Могут создаваться в форме хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий;

- некоммерческие (не ставят своей целью извлечение прибыли). Могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных и религиозных организаций, благотворительных и иных фондов.

Коммерческие и некоммерческие организации и предприятия могут объединяться в ассоциации и союзы.

6. По признаку доминирующих ресурсов:

- трудоемкие;

- капиталоемкие;

- материалоемкие;

- наукоемкие.

7. По количеству видов производимой продукции:

- специализированные (выпускают один вид продукции);

- многопрофильные (производящие несколько видов продукции).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: