Судебник Ивана III. 1497 г.
Приказная система.
Централизация власти
Объединение земель вокруг Москвы Þ единая система государственного управления.
После присоединения Твери ИIII = «Божьей милостью государь Всея и Руси и великого князя… и иных земель».
Князья присоединенных земель = бояре московского князя.
Княжества = уезды, управление = наместники.
Наместники = «бояре-кормленщики» (т.к. получали «корм» – часть налога с управляемой территории (определяется предыдущей «выслугой лет»).
Местничество – право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положения предков.
Отменено «отъездное» право. Отъезд = государственная измена.
Автономия отдельных уездов сохранена. Число уездов сократилось.
Боярская дума.
5-12 бояр, не более 12 окольничьих (еще один высший чин).
Кроме московских бояр – бояре с присоединенных территорий.
Боярская дума имела совещательные фунцкции.
Возникла в конце XV в.
Первое упоминание – 1512 г. Уже 10. Þ в конце XV в. – 2-3.
Дворец – орган управления землями вел. кн.
Казна – орган управления финансами вел. кн., гос. печать, архив.
Женитьба на Софье Палеолог, дочери брата проследнего императора Византии Þ установление пышного церемониала.
На гербе – двухглавый орел, герб Москвы прикрывает его грудь.
1497 г. – Судебник Ивана III.
68 статей.
Усиление центральной государственной власти.
Ограничивает право крестьянина переходить от феодала к феодалу: только неделя до и неделя после Юрьева дня (26 ноября) Þ первый шаг к крепостному праву. НО до XVI в. право прехода в период до и после Юрьева дня сохранено.
За уход от феодала – уплата «пожилого»: плата за годы, прожитые на прежнем месте. «Пожилое» = 1 руб. (10 пудов мёда).
Конец XV-XVI вв. – крупнейший собственник.
Определяет идейную жизнь страны Þ
1) стремление государства подчинить себе церковь;
2) внутрицерковная борьба по вопросам веры
XIV в., Новгород – ересь стригольников [1]. Вера станет крепче, если она будет опираться на разум.
XV в., Новгород, Москва – ересь жидовствующих [2]. Отрицали власть священников и требовали равенства людей Þ отсутствие власти монастырей над крестьнами; отутствие права монастрей на землю.
Какое-то время ИIII поддерживал еретиков.
Воинствующие церковники (глава – Иосиф Волоцкий, основатель Успенского собора в Волоколамске) выступили резко против еретиков.
Иосифляне (впоследствии – стяжатели) отстаивали праов церкви за власть над землей и крестьянами.
Нестяжатели, сореане (Нил Сорский, скитник на р. Соре) – против еретиков, против права церкви на землю и крестьян.
1502 г. – на церковном сборе ИIII поддержал стяжателей. Еретики казнены.
Русская церковь – и государственная, и национальная.
Самодержец = царь земной, богомпомазанный.
Церковное и монастырское землевладение сохранялось.
[1] При пострижении на голове выстригаетя крест.
[2] Зачинателем считали еврейского купца.