Основные компоненты. Характеристика, назначение и основные компоненты информационных процессов управления, информационных процессов поддержки принятия решений и информационных

Характеристика, назначение и основные компоненты информационных процессов управления, информационных процессов поддержки принятия решений и информационных процессов экспертных систем

Целью ИП УПРАВЛЕНИЯ является удовлетворение информационных потребностей сотрудников фирмы, имеющих дело с принятием решений. Этот процесс используется при худшей структурированности задач.

Для принятия решений информация должна быть представлена так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения. На этом этапе решаются следующие задачи обработки данных:

§ оценка планируемого состояния объекта управления;

§ оценка отклонений от планируемого состояния;

§ выявление причин отклонений;

§ анализ возможных решений и действий.

ИП управления направлены на создание различных видов отчетов.

Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания, например месячный анализ продаж компании.

Специальные отчеты создаются когда произошло что-то незапланированное.

Отчеты могут иметь форму суммирующих, сравнительных и чрезвычайных отчетов.

В суммирующих отчетах данные объединены в отдельные группы, отсортированы и представлены в виде промежуточных и окончательных итогов по отдельным полям.

Сравнителъные отчеты содержат данные, полученные из различных источников или классифицированные по различным признакам и используемые для целей сравнения.

Чрезвычайные отчеты содержат данные исключительного характера.

Использование отчетов для управления оказывается эффективным при реализации управления по отклонениям. Главным содержанием получаемых данных должны являться отклонения состояния хозяйственной деятельности фирмы от некоторых установленных стандартов (запланированного состояния). К отчетам предъявляются требования:

§ отчет должен создаваться только тогда, когда отклонение произошло;

§ сведения в отчете должны быть отсортированы по значению критического для данного отклонения показателя;

§ все отклонения показать вместе, чтобы уловить существующую между ними связь;

§ в отчете необходимо показать количественное отклонение от нормы.

Основные компоненты

Входная информация поступает из систем операционного уровня. Выходная информа­ция формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия реше­ния виде.

Базы данных при помощи ПО преобразуются в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений. База данных, используемая для получения информации, должна состоять из двух элементов:

§ данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;

§ данных из планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).

Система поддержки принятия решений (ППР) производит необходимый анализ и выдает результаты в виде документа. Особенностью ИП ППР является метод организации взаимодействия человека и ПК. Выработка решения происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют:

· система ППР в роли вычислительного звена и объекта управления;

· человек, задающий входные данные и оценивающий результат.

Характеристики:

· ориентация на решение плохо структурированных (формализованных) задач;

· сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с возможностями математических моделей и решения задач на их основе;

· направленность на непрофессионального пользователя компьютера;

· высокая адаптивность, обеспечивающая возможность приспосабливаться к особенностям технического и программного обеспечения, к требованиям пользователя.

Основные компоненты

База данных используется для расчетов при помощи математических моделей.

База моделей. Целью создания моделей являются описание и оптимизация некоторого объекта или процесса. Использование моделей обеспечивает проведение анализа в системах ППР. Созданы специальные языки, позволяющие моделировать ситуации типа «что будет, если?» или «как сделать, чтобы?».

Программнаяподсистема, которая состоит из системы управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ) и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером. СУБМ должна создавать новые модели или изменять существующие, поддерживать и обновлять параметры моделей, манипулировать моделями. Система управления интерфейсом определяет: язык пользователя; язык сообщений ПК и знания пользователя. Знания пользователя – это то, что пользователь должен знать, работая с системой. К ним относятся план действий, находящийся в голове у пользователя, учебники, инструкции и справочные данные, выдаваемые компьютером.

Экспертные системы (ЭС) основаны на использовании искусственного интеллекта и дают возможность получать консультации по проблемам, о которых этими системами накоплены знания. Искусственный интеллект – способность компьютерных систем к мышлению. Работы в области искусственного интеллекта включают в себя создание роботов, систем, моделирующих нервную систему человека, его слух, зрение, обоняние, способность к обучению.

Главная идея использования ЭС заключается в получить от эксперта его знания, и загрузив их в ПК, использовать, когда в этом возникнет необходимость. ЭС – компьютерные программы, трансформи­рующие опыт экспертов в форму правил. Это делает возможным использовать ЭС в качестве советующих систем.

Сходство ЭС и систем ППР в том, что они обеспечивают поддержку принятия решений. Однако имеются различия:

· решение проблемы в системах ППР отражает уровень ее понимания пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология ЭС предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности.

· способность ЭС пояснять свои рассуждения в процессе получения решения.

· использование нового компонента ИП ЭС — знаний.

Интерфейс пользователя. Специалист использует интерфейс для ввода информации и команд в ЭС и получения выходной информации из нее. Технология ЭС предусматривает получать в качестве выходной информации решение и объяснения. Виды объяснений:

· объяснения, выдаваемые по запросам. Потребовать объяснения своих действий;

· объяснения полученного решения проблемы. После получения решения пользователь может потребовать объяснений того, как оно было получено.

База знаний содержит факты, описывающие проблемную область и взаимосвязь этих фактов. Центральное место принадлежит правилам. Правило определяет, что следует делать в конкретной ситуации, и состоит из двух частей: условия, которое может выполняться или нет, и действия, которое следует произвести, если условие выполняется.

Интерпретатор производит обработку знаний (мышление), находящихся в базе знаний.

Во многих ЭС вводятся дополнительные блоки: база данных, блок расчета, блок ввода и корректировки данных.

Модуль создания системы служит для создания набора правил.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: