ГЛАВА 1. Организация и средства информационных технологий обеспечения управленческой деятельности
Раздел 1. Информационные технологии в УПРАВЛЕНИИ
Информационные системы (ИС) существовали с момента появления общества, поскольку на любой стадии развития общество требует для своего управления систематизированной, предварительно подготовленной информации. Особенно это касается производственных процессов, связанных с производством материальных и нематериальных благ. Именно производственные процессы совершенствуются наиболее динамично. А по мере их развития усложняется и управления ими, что стимулирует совершенствование и развитие информационных систем.
Для того, чтобы разобраться, что же такое экономическая информационная система, необходимо определить ее место в системе управления экономическим объектом.
Потребность в управлении возникает в том случае, когда необходима координация действий членов некоторого коллектива, объединенных для достижения общих целей. Такими целями могут быть: обеспечение устойчивости функционирования или выживания объекта управления в конкурентной борьбе, получение максимальной прибыли, выход на международный рынок и т.д. Цели изначально носят обобщенный характер, а затем в процессе уточнения они формализуются управленческим аппаратом в виде целевых функций.
|
|
В соответствии с кибернетическим подходом система управления представляет собой совокупность объекта управления, например предприятия, и субъекта управления – управленческого аппарата. Последний объединяет в себе сотрудников, формирующих цели, разрабатывающих планы, вырабатывающих требования к принимаемым решениям, а также контролирующих их выполнение. В задачу же объекта управления входит выполнение планов, выработанных управленческим аппаратом, то есть реализация той деятельности, для которой создавалось система управления.
Взаимосвязь информационных потоков, средств обработки, передачи и хранение данных, а также сотрудников управленческого аппарата, выполняющих операции по переработке данных, и составляет информационную систему экономического объекта.
Возрастание объема информации в контуре управления, усложнение ее обработки повлекло за собой внедрение компьютеров на отдельных операциях, а затем расширение их применения. Традиционная информационная система стала качественно меняться. В управленческом аппарате появилось новое структурное подразделение, единственной функцией которого является обеспечение процесса управления достоверной информацией на основе применения средств вычислительной техники. В связи с этим в контуре управления появились новые информационные потоки, а старые потоки изменили свое направление. Часть традиционной информационной системы стала постепенно трансформироваться в направление все большей автоматизации обработки информации.
С учетом сферы применения выделяются:
· технические информационные системы;
· экономические информационные системы;
· информационные системы в гуманитарных областях и другие.