Тема № 8. Ценовая дискриминация. Монопольная власть. (3 ч)

Вопросы:

1. Ценовая дискриминация: понятия, условия, последствия;

2. Монопольная власть: понятия, показатели, факторы;

3. Социальная цена монопольной власти;

4. Государственное регулирование рынка чистой монополии.

Вопрос № 1. Ценовая дискриминация: понятие, условия, последствия.

В некоторых ситуациях чистая монополия может осуществлять ценовую дискриминацию – устанавливать разные цены на одинаковые по качеству и уровню издержек товары для разных покупателей.

Условия осуществления ценовой дискриминации:

1) невозможность для потребителя перепродать купленный у монополии товар;

2) возможность разделить всех потребителей данного товара на группы в соответствии с их готовностью заплатить.

Если фирма знает, какую максимальную цену готов заплатить за товар каждый покупатель, то имеет место совершенная ценовая дискриминация (или идеальная).

Последствия ценовой дискриминации:

1) производится больший объем продукции;

2) увеличивается прибыль продавца за счет потребительского излишка;

3) возрастает благосостояние общества, т.к. товар становится доступным большему числу потребителей.

Графический анализ ценовой дискриминации. (при условии, что МС – const).

       
   


На рис. 8.1.1 видно, что прибыль монополиста равна площади прямоугольника I; заштрихованный треугольник – это потребительский излишек; площадь треугольника II – это безвозвратные потери общества из-за монопольной цены.

Переход к политике ценовой дискриминации (рис.8.1.2) означает, что MR=P, а график MR сливается с графиком спроса. Весь потребительский излишек переходит к продавцу, увеличивая его прибыль (площадь треугольника I на рис. 8.1.2). Исчезают и безвозвратные общественные потери за счет расширения рынка сбыта (Q`m > Qm).

Ценовая дискриминация может носить систематический или временный характер. Однако, в любом случае, монополист учитывает эластичность спроса на свой товар. Объектом ценовой дискриминации являются в основном малоэластичные товары.

Вопрос № 2. Монопольная власть: понятие, показатели, факторы.

Монопольная власть – это способность фирмы воздействовать на цену своего товара, изменяя продаваемое на рынке количество этого товара.

Чистая монополия обладает действительной (полной) монопольной властью.

Степень монопольной власти весьма относительна, если на рынке действует не одна, а несколько производителей аналогичной продукции.

Необходимой предпосылкой монопольной власти является наклоненная вниз кривая спроса на продукцию фирмы.

Для количественной характеристики монопольной власти используются:

1) показатель монопольной власти Лернера L = (P-MC)/P, который показывает степень превышения цены товара над предельными издержками его производства.

0 < L < 1, чем больше L, тем больше монопольная власть фирмы.

2) индекс монопольной власти (M), который показывает степень превышения цены над долгосрочными средними издержками (LAC): M = (P-LAC)/P;

3) Индекс Херфиндаля –Хиршмана, который определяет степень концентрации рынка: Н = Р21 + Р22 + … + Р2n, где Н – показатель концентрации, Рn - процентная доля фирмы на рынке или удельный вес в отраслевом предложении. Максимальное значение Н – 10000. Если Н меньше 1000, то рынок считается неконцентрированным. Если Н ³ 1800, то отрасль считается высокомонополизированной.

Источники или факторы монопольной власти:

1. Доля фирмы в рыночном предложении;

2. отсутствие хороших заменителей у товара, выпускаемого фирмой с монопольной властью;

3. Эластичность рыночного спроса. Чем меньше эластичность спроса на товар фирмы, тем больше монопольная власть этой фирмы на рынке.

Вопрос № 3. Социальная цена монопольной власти.

Социальная цена – это убытки или потери для общества в целом от монопольной власти.

Сравним объем предложения и цену продукции на рынках чистой монополии и совершенной конкуренции. При соблюдении равенства всех прочих условий.

На конкурентном рынке Р = МС (рис. 8.3.1). Заштрихованный треугольник А – излишек потребителя. Треугольник В – выигрыш продавца.

На рынке чистой монополии Р > МС, теряется часть потребительского излишка и увеличивается выигрыш продавца. Заштрихованный треугольник между графиками «D» и «МС» показывает появление безвозвратных общественных потерь.

В этом и есть существо неэффективности монопольного рынка.

Негативные последствия чистой монополии:

1) Qm < Qk – производит меньший объем продукции;

2) Рm > Рk – назначает более высокую цену;

3) Потребителям экономически не выгодно иметь дело с монополистом. Имеет место х – неэффективность;

4) Монопольная власть формирует тенденцию к сдерживанию НТП и бюрократизации производства;

5) Деятельность монополий усиливает дифференциацию доходов, что чревато социальными конфликтами;

6) Монополия несет большие расходы на сохранение входных барьеров.

Вопрос № 4. Государственное регулирование рынка чистой монополии.

Способы сокращения монопольной власти:

1) Антимонопольное законодательство. Направлено против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти;

2) Экономическое регулирование естественных монополий (прямое или косвенное).

Модель регулируемой естественной монополии.

MC E F AC R D Q1 Q2 Qm MR Q Рис.8.4.1
Из-за больших постоянных издержек кривая D пересекает кривую средних издержек в точке, где средние издержки все еще снижаются.

Нерегулируемый монополист выбрал бы объем производства Qm и назначил бы цену Pm. Здесь он имел бы экономическую прибыль, равную заштрихованному прямоугольнику.

При совершенной конкуренции Р = МС; такая цена (P2) оптимальна с точки зрения общества, т.к. обеспечивает наиболее эффективное распределение ресурсов. Если государство установит эту цену на продукт монополиста, то фирма будет нести убытки. Регулирующие агенства могут разрешить фирме справедливую прибыль, установив цену P1 на уровне средних издержек. Хотя такая цена ведет к сокращению Q по сравнению с оптимальным случаем (Q1 < Q2), потребители получают все же больше в сравнении со случаем нерегулируемо естественной монополии (Q1 > Qm).

3) Формирование государственной собственности, т.е. вместо того, чтобы регулировать естественную монополию, находящуюся в частном владении, государство становится собственником монополии. Однако, как показала практика, стремление к прибыли – более надежная гарантия профессионального управления фирмой, чем кабинка для голосования.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: