Семейство протоколов TCP/IP
Информационная инфраструктура e-бизнеса
Тема: Электронный бизнес
ЛЕКЦИЯ 12
Информационный сервис Интернета. Основные понятия электронного бизнеса и его составляющих. Электронный маркетинг. Web-сайт как основа бизнеса в Интернете. Реклама в интернете. Платежные системы в Интернете. Торговые системы в Интернете. Финансовые системы в Интернете. Информационная безопасность в Интернет.
Электронный бизнес – любая деловая активность, использующая возможности глобальных информационных сетей для преобразования внутренних и внешних связей с целью создания прибыли.
Основные модели e-бизнеса.
Бизнес-модели, ориентированные на конечного пользователя (B2C):
1. e-реклама;
2. е-торговля;
3. информационные услуги;
4. e-здравоохранение;
5. дистанционное обучение;
6. управление взаимоотношениями с клиентами.
В области e-бизнеса, ориентированного на бизнес-партнера (B2B) четко обозначились следующие бизнес-модели:
1. электронное управление закупками;
|
|
2. электронные аукционы;
3. электронные биржи;
4. порталы.
Границы между модулями размыты.
Технология всемирной паутины (www или Web) гипертекстовых документов трансформировала коммуникационную инфраструктуру Internet в информационную.
БД. Сервер БД. Информационный сервер. Клиент. Сервер. Архитектура клиент-сервер. Клиент обеспечивает взаимодействие с серверами приложений по протоколу передачи гипертекста http. Документ готовится на универсальном языке разметки гипертекста HTML.
Служба DNS – отображение символьных адресов в IP-адреса.
Протокол DHCP (Dynamic Host Configuration Protocol) –автоматизация процесса назначения IP-адресов узлам сети. Этим занимается DHCP-сервер.
URL (uniform resource locator) – универсальный локатор ресурсов:
method://host[:port]/virtual_path/filename,
method – протокол доступа (http:, ftp:), host – сетевой адрес (адрес Internet, который уникально определяет сервер), virtual_path – расположение в пределах файловой системы сервера.
В Интернет реализован принцип независимости пользовательского интерфейса от физической сети. Фундаментальным принципом Интернет является равнозначность всех объединенных с его помощью физических сетей. Семейство протоколов TCP/IP позволяет построить универсальную сеть, реализующую указанные выше принципы. Оно включает в себя протоколы 4 уровней коммуникаций: прикладного, транспортного, сетевого. канального (сетевого интерфейса).
Электронная коммерция является важнейшим составляющим e-бизнеса. Под e-коммерцией подразумеваются любые формы деловых сделок, при которых взаимодействие сторон осуществляется электронным способом и в результате которого право собственности или право пользования товаром или услугой передается от одного лица к другому.
|
|
Электронная коммерция (синоним: электронное ведение бизнеса) – сфера деловой деятельности, включающее электронный документооборот, электронную систему платежей и электронную торговлю.
Электронная система платежей – перевод денег с одного банковского счета на другой с использованием средств электронного документооборота.
Категории электронной коммерции: B2B, B2C, B2A, C2A, C2C.
Особенности электронной коммерции.
Электронная коммерция в мировой практике.
Состояние российского рынка электронной коммерции.
Анализ экономического воздействия e-коммерции на основных участников международного бизнеса.
Электронная коммерция как средство повышения эффективности бизнеса.
Технологические компоненты электронной коммерции. Предлагаемые на рынке решения известных компаний IBM. Hewlett-Packard., ACI.
Платежная система в Интернет – это система проведения расчетов между финансовыми, коммерческими организациями и пользователями Интернет в процессе покупки-продажи товаров и услуг через Интернет. Именно платежная система позволяет превратить службу по обработке заказов или электронную витрину в полноценный магазин со всеми стандартными атрибутами: выбрав товар или услугу на сайте продавца, покупатель может осуществить платеж, не отходя от компьютера.
В системе электронной коммерции платежи совершаются при соблюдении ряда условий:
Соблюдение конфиденциальности. При проведении платежей через Интернет покупатель хочет, чтобы его данные (например, номер кредитной карты) были известны только организациям, имеющим на это законное право.
Сохранение целостности информации. Информация о покупке никем не может быть изменена.
Аутентификация. Покупатели и продавцы должны быть уверены, что все стороны, участвующие в сделке, являются теми, за кого они себя выдают.
Средства оплаты. Возможность оплаты любыми доступными покупателю платежными средствами.
Авторизация. Процесс, в ходе которого требование на проведение транзакции одобряется или отклоняется платежной системой. Эта процедура позволяет определить наличие средств у покупателя.
Гарантии рисков продавца. Осуществляя торговлю в Интернете, продавец подвержен множеству рисков, связанных с отказами от товара и недобросовестностью покупателя. Величина рисков должна быть согласована с поставщиком услуг платежной системы и другими организациями, включенными в торговые цепочки, посредством специальных соглашений.
Минимизация платы за транзакцию. Плата за обработку транзакций заказа и оплаты товаров, естественно, входит в их стоимость, поэтому снижение цены транзакции увеличивает конкурентоспособность. Важно отметить, что транзакция должна быть оплачена в любом случае, даже при отказе покупателя от товара.
Все указанные условия должны быть реализованы в платежной системе Интернет. Более подробно эти требования будут обсуждаться при рассмотрении конкретных методов платежных систем, которые, в сущности, представляют собой электронные версии традиционных платежных систем. Все платежные системы можно разделить на два основных направления:
кредитные системы, или, как их иногда называют, системы управления счетами через Интернет;
дебетовые системы — системы выпуска электронных денежных обязательств, позволяющие владельцам пользоваться ими как видом бессрочных денежных обязательств.
К финансовым услугам, предоставляемым через Интернет, относятся следующие виды деятельности:
Интернет-банкинг – предоставление банковских услуг через Интернет;
Интернет-трейдинг – услуги по оперированию на валютном и фондовом рынках через Интернет;
|
|
Интернет-страхование – предоставление услуг страхования через Интернет.
Понятие «безопасность информации» можно определить как состояние устойчивости информации к случайным или преднамеренным воздействия, исключающее недопустимые риски ее уничтожения, искажения и раскрытия, которые приводят к материальному ущербу владельца или пользователя информации.
Решить проблемы безопасности призвана криптография – наука об обеспечении безопасности данных. Криптография и построенные на ее основе системы призваны решать следующие задачи:
Конфиденциальность. Информация должна быть защищена от несанкционированного доступа как при хранении, так и при передаче. Доступ к информации может получить только тот, для кого она предназначена. Обеспечивается шифрованием.
Аутентификация. Необходимо однозначно идентифицировать отправителя, при однозначной идентификации отправитель не может отказаться от послания. Обеспечивается электронной цифровой подписью и сертификатом.
Целостность. Информация должна быть защищена от несанкционированной модификации как при хранении, так и при передаче. Обеспечивается электронной цифровой подписью.
В соответствии с названными задачами основными методами обеспечения безопасности выступают шифрование, цифровая подпись и сертификаты.