Внебюджетные фонды экономического и иного назначения

Территориальные фонды социального характера

Во всех субъектах РФ действуют региональные и муниципальные фонды социального характера. К ним относятся в первую очередь территориальные фонды обязательного медицинского страхования (ТФОМС). Они предназначены для финансирования обязательного медицинского страхования на соответствующей территории, накапливания финансовых резервов для обеспечения устойчивости системы обязательного медицинского страхования, содержания фондов и иной работы, связанной с проведением обязательного медицинского страхования.

Бюджеты территориальных фондов пополняются за счет источников, аналогичных источникам формирования Федерального фонда обязательного медицинского страхования. Однако в распоряжении территориальных фондов остается значительная процентная доля налоговой базы единого социального налога. Суммы единого социального налога, наряду с поступлениями из территориальных бюджетов, формируют подавляющую часть доходов ТФОМС.

В субъектах федерации по инициативе местных властей функционируют и другие фонды социального назначения. Их целью является поддержка наименее защищенных слоев населения: пенсионеров, детей, многодетных семей. Территориальные, региональные и муниципальные социальные фонды формируются за счет добровольных взносов юридических и физических лиц, бюджетных источников, штрафов за административные нарушения и других поступлений.

Отраслевые внебюджетные фонды социального характера создаются при министерствах и ведомствах по решениям федерального правительства. Источниками формирования финансовых ресурсов фондов обычно выступает чистая прибыль подведомственных предприятий и организаций, доходы от оказания платных услуг, иные поступления.

На федеральном, региональном и местном уровнях создаются внебюджетные фонды экономического, экологического, административно-правового и иного назначения.

Внебюджетные фонды экономического характера представлены отраслевыми и межотраслевыми фондами научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (фонды НИОКР), Российским фондом технологического развития, Фондом для развития инфраструктуры рынка ценных бумаг, региональными и муниципальными фондами развития жилищного строительства, фондами инвестиций и другими.

Источниками образования внебюджетных фондов экономического назначения могут быть отчисления от прибыли предприятий и организаций, доходы от оказания платных услуг, от коммерческой деятельности фондов, добровольные пожертвования, заемные средства и другие источники.

Внебюджетные фонды административно-правового характера представлены внебюджетным Фондом развития исполнительного производства, Фондом развития прокуратуры РФ, фондами поддержки правоохранительных органов субъектов РФ. Эти фонды формируются за счет части сумм исполнительских сборов, отчислений предприятий и организаций части средств, поступающих к ним по инициативе прокуратуры и др.

Решениями региональных и местных органов власти могут быть созданы внебюджетные фонды экологического и иного назначения для решения задач в рамках соответствующих территорий. Для этих фондов определяются как источники формирования, так и направления распределения средств.

Вопросы для самоконтроля

1. Назовите причины образования государственных внебюджетных фондов.

2. Какова роль внебюджетных фондов в финансовой системе РФ?

3. В какой форме и кем может быть принято решение о формировании внебюджетного фонда?

4. Приведите классификацию внебюджетных фондов.

5. Назовите источники образования внебюджетных фондов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: