ЭМОЦИИ
Лекция 4.04.2013
Мотивационное опосредование
-абстрактное предписание: надо хорошо учиться; аргумент также абстрактен: тогда мы купим тебе велосипед; и то, и то дано в плане представления
- мб и абстрактное предписание и реальный аргумент, эмоция (когда воспитывает ситуация: взрослый предупреждал о спичках, а ребенок ошибается)
- предписание может быть дано реально, а аргумент в плане представления (ребенок хорошо делает задание, а родитель говорит – молодец, завтра сходим в кино)
- все это интериоризируется и становится частью самовоспитания
Мотивационное обусловливание. Они отличаются только формой психического отражения.
Эмоции — особое психическое отражение (в форме непосредственного переживания отношения) объективных свойств явления (объекта, события) к потребностям субъекта. Отражается именно не сам объект, а отношение объекта к потребностям и мотивам.
Функция: оценка объекта с тз того, что нужно живому существу.
Эмоция появилась как первичная форма отражения, недифференцированная (хорошо или плохо), неосознаваемая. Переживание — форма данности эмоции субъекту.
|
|
Эмоция включает в себя компоненты:
- субъективное переживание
- физиологические изменения, сдвиги
- мимика, пантомимика (поза) — то, что живое существо сообщает окружающим о своей эмоции
- побуждение к действию (не обязательно будет реализовано)
Виды эмоциональных явлений:
1. Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое ярко выраженными двигательными проявлениями и физиологическими измененииями. Импульсивный характер, не контролируется.
2. Собственно эмоции (или ситуативные эмоции) — эмоция, отражающая ситуативное значение явления (объекта, события) в конкретных сложившихся условиях. Не столь импульсивны. Качество эмоции определяется легко, а вот конкретное название — сложно (психические защиты).
3. Чувство — относительно устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-либо объекту (эмоциональная константа). Может быть неосознаваемым на первоначальных этапах существования, но как правило в итоге осознаются.
4. Настроение — сравнительно продолжительное эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни человека. Предмет настроения обобщен, это обобщенная эмоциональная оценка всего, что происходит в жизни человека; он оценивает все ситуации в жизни в текущий момент. Поэтому причину настроения определить довольно сложно. Стоит различать повод (начальник испортил настроение) и причину (да и вообще никто меня не любит).
|
|
Осознание эмоции — путь к осознанию своего мотива.
Характеристики аффекта при диагностике:
- У аффекта очень краткое время подготовки (встреча с эмоциогенным объектом— тот, который вызывает эмоцию), которая быстро сменяется фазой взрыва, затем фаза истощения.
- Не происходит одобрения со стороны сознания, я, личности; не предвидит результатов, последствий поступка; сожаление о содеянном. Это непроизвольный акт. Границы "я" растворяются, человек не воспринимает себя как сознательного объекта действия — "со мной случилось", а не "я сделал".
- Сознание во время аффекта резко сужается, человек перестает осознавать все, кроме объекта, который вызвал эмоцию. Частичная амнезия (помнит фрагменты). Время как бы замедляется (как прокручивание замедленного фильма).
- Сильная физиологическая встряска — поэтому наступает стадия истощения.
- Импульсивные действия, непланированные, переход к более примитивной форме реагирования. Преступление совершают теми вещами, что попали под руку; носят нелепый характер. Хорошо сохраняются операции, автоматизированные навыки (хватается за предмет, который всегда в кармане, на кухне).
Аффект — эволюционный механизм. Функции:
- Когда существо не может выстраивать сложное реагирование, актуализируется аффект, он позволяет избежать излишнего напряжения, найти выход в безвыходной ситуации.
- Создание определенного эмоционального опыта — аффективного следа: все элементы ситуации объединены одной эмоцией, которая стойко связана с травмирующей ситуацией.
Человек может отрицать существование аффективного следа, такого опыта. Актуализируя воспоминания, можно обнаружить его.
Диагностика аффективных следов:
1. Ассоциативный эксперимент — самый ранний метод (Юнг, Вертгеймер). Человеку дают последовательный ряд стимулов, часть из них нейтральна, часть связана с эмоциогенной ситуацией (преступления, которое тот скрывает), а человек отвечает на них первым пришедшим голову словом. Важно и слово, и латентное время реакции, и нарушение/отход от инструкции (ответ набором слов, штампами, ненормативная лексика, персевирации — одно и то же слово на разные стимульные слова).
2. Метод сопряженных моторных реакций (Лурия). Модификация ассоциативного эксперимента. Испытуемые на нейтральном материале дают вербальную ассоциацию и нажимают на кнопку. Вырабатывается тенденция. Затем настоящий эксперимент — нейтральные слова вперемежку с эмоциогенными. Под кнопкой регистрируются микропозывы к нажатию, когда к нему приходит какая-то нежелательная ассоциация.
3. Полиграф (детектор лжи). Диагностика ряда физиологических реакций. Человек врет — он волнуется — физиологические изменения. Но человек может волноваться не только в случае лжи. На самом деле полиграф показывает, испытывает ли человек эмоцию по отношению к какому-либо событию или нет. Поэтому используются не в качестве доказательства.
Свойства эмоций:
1) предметность — любая эмоция — оценка чего либо, в основе всегда отражение предмета, ситуации, человека
2) контагиозность (заразны)
3) инерционность (не проходят сразу, некоторое время существуют, тянутся, есть эмоциональный след)
4) амбивалентность (мб негативная ситуативная эмоция и положительное чувство и наоборот; мб и две ситуативных эмоции одновременно — две стороны явления)
5) идеаторный характер (идеация — предвосхищение; эмоции могут оценивать не только события, но и то, что еще не случилось; происходит сдвиг эмоции к началу события)
6) кумулятивность (способность к суммации, накоплению; эмоции могут соединяться др с другом; то же при диагностике аффекта — каждое последующее слово вызывает более сильные эмоции)
|
|
7) способность к обобщению и коммуникации (когнитивное обобщение; поход к зубному, темнота — вызывает одну эмоцию, страх; где-то в 2 года дети могут узнавать эмоции и говорить о своих)
Долгое время эмоции назывались аффектами (например, у Спинозы; у Вундта).
Есть два типа теорий об эмоциях:
1) теории базовых эмоций: все эмоции можно свести к нескольким базовым, все остальные от них производные
2) параметральные теории — упорядочивают все эмоции, располагая их как точки в пространстве. Мерность пространств задается несколькими осями. Например, Вундт (ось — удовольствие/неудовольствие (в зависимости от ритма метронома), напряжение/разрядка)