Лекция 9.04.2013

ЭМОЦИИ

Лекция 4.04.2013

Мотивационное опосредование

-абстрактное предписание: надо хорошо учиться; аргумент также абстрактен: тогда мы купим тебе велосипед; и то, и то дано в плане представления

- мб и абстрактное предписание и реальный аргумент, эмоция (когда воспитывает ситуация: взрослый предупреждал о спичках, а ребенок ошибается)

- предписание может быть дано реально, а аргумент в плане представления (ребенок хорошо делает задание, а родитель говорит – молодец, завтра сходим в кино)

- все это интериоризируется и становится частью самовоспитания

Мотивационное обусловливание. Они отличаются только формой психического отражения.

Эмоции — особое психическое отражение (в форме непосредственного переживания отношения) объективных свойств явления (объекта, события) к потребностям субъекта. Отражается именно не сам объект, а отношение объекта к потребностям и мотивам.

Функция: оценка объекта с тз того, что нужно живому существу.

Эмоция появилась как первичная форма отражения, недифференцированная (хорошо или плохо), неосознаваемая. Переживание — форма данности эмоции субъекту.

Эмоция включает в себя компоненты:

- субъективное переживание

- физиологические изменения, сдвиги

- мимика, пантомимика (поза) — то, что живое существо сообщает окружающим о своей эмоции

- побуждение к действию (не обязательно будет реализовано)

Виды эмоциональных явлений:

1. Аффект — сильное и относительно кратковременное эмоциональное состояние, связанное с резким изменением важных для субъекта жизненных обстоятельств и сопровождаемое ярко выраженными двигательными проявлениями и физиологическими измененииями. Импульсивный характер, не контролируется.

2. Собственно эмоции (или ситуативные эмоции) — эмоция, отражающая ситуативное значение явления (объекта, события) в конкретных сложившихся условиях. Не столь импульсивны. Качество эмоции определяется легко, а вот конкретное название — сложно (психические защиты).

3. Чувство — относительно устойчивое эмоциональное отношение человека к какому-либо объекту (эмоциональная константа). Может быть неосознаваемым на первоначальных этапах существования, но как правило в итоге осознаются.

4. Настроение — сравнительно продолжительное эмоциональное состояние умеренной или слабой интенсивности, проявляющееся как положительный или отрицательный эмоциональный фон психической жизни человека. Предмет настроения обобщен, это обобщенная эмоциональная оценка всего, что происходит в жизни человека; он оценивает все ситуации в жизни в текущий момент. Поэтому причину настроения определить довольно сложно. Стоит различать повод (начальник испортил настроение) и причину (да и вообще никто меня не любит).

Осознание эмоции — путь к осознанию своего мотива.

Характеристики аффекта при диагностике:

- У аффекта очень краткое время подготовки (встреча с эмоциогенным объектом— тот, который вызывает эмоцию), которая быстро сменяется фазой взрыва, затем фаза истощения.

- Не происходит одобрения со стороны сознания, я, личности; не предвидит результатов, последствий поступка; сожаление о содеянном. Это непроизвольный акт. Границы "я" растворяются, человек не воспринимает себя как сознательного объекта действия — "со мной случилось", а не "я сделал".

- Сознание во время аффекта резко сужается, человек перестает осознавать все, кроме объекта, который вызвал эмоцию. Частичная амнезия (помнит фрагменты). Время как бы замедляется (как прокручивание замедленного фильма).

- Сильная физиологическая встряска — поэтому наступает стадия истощения.

- Импульсивные действия, непланированные, переход к более примитивной форме реагирования. Преступление совершают теми вещами, что попали под руку; носят нелепый характер. Хорошо сохраняются операции, автоматизированные навыки (хватается за предмет, который всегда в кармане, на кухне).

Аффект — эволюционный механизм. Функции:

- Когда существо не может выстраивать сложное реагирование, актуализируется аффект, он позволяет избежать излишнего напряжения, найти выход в безвыходной ситуации.

- Создание определенного эмоционального опыта — аффективного следа: все элементы ситуации объединены одной эмоцией, которая стойко связана с травмирующей ситуацией.

Человек может отрицать существование аффективного следа, такого опыта. Актуализируя воспоминания, можно обнаружить его.

Диагностика аффективных следов:

1. Ассоциативный эксперимент — самый ранний метод (Юнг, Вертгеймер). Человеку дают последовательный ряд стимулов, часть из них нейтральна, часть связана с эмоциогенной ситуацией (преступления, которое тот скрывает), а человек отвечает на них первым пришедшим голову словом. Важно и слово, и латентное время реакции, и нарушение/отход от инструкции (ответ набором слов, штампами, ненормативная лексика, персевирации — одно и то же слово на разные стимульные слова).

2. Метод сопряженных моторных реакций (Лурия). Модификация ассоциативного эксперимента. Испытуемые на нейтральном материале дают вербальную ассоциацию и нажимают на кнопку. Вырабатывается тенденция. Затем настоящий эксперимент — нейтральные слова вперемежку с эмоциогенными. Под кнопкой регистрируются микропозывы к нажатию, когда к нему приходит какая-то нежелательная ассоциация.

3. Полиграф (детектор лжи). Диагностика ряда физиологических реакций. Человек врет — он волнуется — физиологические изменения. Но человек может волноваться не только в случае лжи. На самом деле полиграф показывает, испытывает ли человек эмоцию по отношению к какому-либо событию или нет. Поэтому используются не в качестве доказательства.

Свойства эмоций:

1) предметность — любая эмоция — оценка чего либо, в основе всегда отражение предмета, ситуации, человека

2) контагиозность (заразны)

3) инерционность (не проходят сразу, некоторое время существуют, тянутся, есть эмоциональный след)

4) амбивалентность (мб негативная ситуативная эмоция и положительное чувство и наоборот; мб и две ситуативных эмоции одновременно — две стороны явления)

5) идеаторный характер (идеация — предвосхищение; эмоции могут оценивать не только события, но и то, что еще не случилось; происходит сдвиг эмоции к началу события)

6) кумулятивность (способность к суммации, накоплению; эмоции могут соединяться др с другом; то же при диагностике аффекта — каждое последующее слово вызывает более сильные эмоции)

7) способность к обобщению и коммуникации (когнитивное обобщение; поход к зубному, темнота — вызывает одну эмоцию, страх; где-то в 2 года дети могут узнавать эмоции и говорить о своих)

Долгое время эмоции назывались аффектами (например, у Спинозы; у Вундта).

Есть два типа теорий об эмоциях:

1) теории базовых эмоций: все эмоции можно свести к нескольким базовым, все остальные от них производные

2) параметральные теории — упорядочивают все эмоции, располагая их как точки в пространстве. Мерность пространств задается несколькими осями. Например, Вундт (ось — удовольствие/неудовольствие (в зависимости от ритма метронома), напряжение/разрядка)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: