Сущность аттестации персонала, организация процесса ее проведения, показатели, ее характеризующие
В отечественной практике широко используется еще одна система оценки персонала — аттестация работников. Все организации бюджетной сферы, органы государственной службы всех уровней ориентируются при проведении аттестации персонала на положение о проведении аттестации государственных служащих, утвержденное Указом Президента РФ от 1 февраля 2005 г. № 110 («О проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации»).
Аттестация персонала состоит в систематической формализованной оценке соответствия деятельности конкретного работника стандарту выполнения работы на данном рабочем месте в данной должности. По решению администрации организации аттестация может проводиться в отношении всех или отдельных категорий работников, быть очередной или внеочередной. До начала аттестации на каждого работника непосредственный руководитель подготавливает представление, содержащее всестороннюю оценку: соответствия профессиональной подготовки работника квалификационным требованиям должности и размеру оплаты труда; уровню профессиональной компетентности; отношения к работе; выполнения должностных обязанностей; показателей результатов работы за прошедший период.
|
|
Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушивает аттестуемого и руководителя подразделения. Оценка деятельности работника и рекомендации комиссии принимаются открытым голосованием в отсутствие аттестуемого.
Результаты аттестации (оценка и рекомендации) заносят в аттестационный лист, который подписывает председатель и члены аттестационной комиссии. Аттестация персонала позволяет сделать достаточно надежный вывод о возможности поощрения или Оказания работника, целесообразности, сроках и направлениях его служебного продвижения либо о нецелесообразности послед, него.
Итогами аттестации могут быть: понижение или повышение заработной платы, перевод на другую должность, обучение, повторная аттестация.
Развитие персонала является важнейшим условием успешного функционирования любой организации. Это особенно справедливо в современных условиях, когда ускорение НТП значительно ускоряет устаревание профессиональных знаний и навыков. Профессиональное развитие состоит в подготовке работника к выполнению новых производственных функций, занятию новых должностей и решению новых задач внутри его профессии. В современных условиях квалификация персонала имеет несколько особенностей.
|
|
Во-первых, современная технология требует высокого общего образовательного уровня персонала: для квалифицированного труда — примерно 11,5 лет обучения. Во-вторых, применение новых методов организации труда приводит к расширению профиля работ и совмещению специальностей. В-третьих, быстрое развитие новых технологий требует постоянного повышения квалификации. Подсчитано, что после окончания вуза ежегодно устаревает в среднем 20% знаний.
Обучение персонала должно быть неразрывно связано с процессами организационного развития, со стратегическими целями организации, обеспечивая максимальную готовность людей, работающих в организации, к решению стоящих перед ними задач. Процесс непрерывного обучения персонала предусматривает обеспечение постоянного соответствия квалификации, навыков и знаний персонала меняющимся запросам производства, а также предоставление широких возможностей персоналу для профессионального роста и самореализации. Использование различных форм обучения (самообразование, обучение с отрывом и без отрыва от производства, стажировка и т.д.) призвано обеспечивать непрерывный рост квалификации. Разработка долгосрочных планов-прогнозов становится ключевой задачей системы непрерывного обучения персонала, так как работодатели заинтересованы в постоянном обновлении и совершенствовании производства, извлечении большей прибыли, что невозможно без профессионального роста работников.
Различают две группы методов профессионального обучения: на рабочем месте и вне рабочего места. Среди основных методов обучения на рабочем месте можно выделить:
* введение в должность — нового работника обучает профессионал, ранее занимавший эту должность;
* инструктаж — обучение проводит непосредственный руководитель;
* ротация — работник изучает несколько различных специальностей внутри одного отдела (в течение определенного периода) с целью получить опыт работы в организации и всесторонне проанализировать деятельность;
• метод «сидя рядом» — перенятие опыта и навыков мастерства у квалифицированных коллег
• наставничество — передача знаний и опыта практических и теоретических аспектов работы от наставника обучаемому
• самообразование или приобретение опыта;
• подготовка к сдаче квалификационного экзамена;
• подготовка к аттестации;
• участие в проверках и комиссиях при решении внутренних
проблем организации;
• обучение по индивидуальным или целевым программам;
• стажировка в новой должности.
Обучение вне рабочего места проводится за пределами организации и является эффективным средством быстрой передачи нужной информации большим группам людей. Методы внеорганизационного обучения целесообразно применять для изучения фактического материала, концепций, принципов и теорий. Существуют несколько способов обучения вне рабочего места:
• лекции;
• изучение конкретных ситуаций (кейс-стади) — анализ реальных или гипотетических ситуаций с выработкой путей и способов ее решения;
• тренинг — моделирование реальных ситуаций с целью получения практических навыков, необходимых в повседневной работе;
• ролевые игры — обучение через проигрывание назначенных ролей;
• обучение с использованием компьютерных программ;
• деловые игры — моделирование взаимодействия организации с окружающей средой.
Можно выделить четыре основные группы задач, которые решаются в ходе обучения и оказывают непосредственное влияние на его содержание:
1. предоставление информации и передача знаний, важных для успешной профессиональной деятельности;
2. развитие навыков работы с информацией или иных навыков, необходимых для успешного решения стандартных профессиональных задач;
|
|
3. развитие навыков межличностного общения и изменение установок;
4. развитие навыков принятия решений и анализа проблем.
Повышение квалификации представляет собой обновление знаний и навыков лиц, имеющих профессиональное образование, в связи с повышением требований к уровню их квалификации и необходимостью освоения ими новых способов решения профессиональных задач.
Выделяют следующие виды обучения при повышении квалификации:
1. Краткосрочное (менее 72 часов) тематическое обучение по вопросам конкретного производства или проблемной области;
2. Среднесрочное (от 72 до 100 часов) обучение по научно-техническим, технологическим, социально-экономическим и другим проблемам;
3. Длительное (от 100 до 500 часов) обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации для углубленного изучения актуальных проблем науки, техники, технологии, социально-экономических и других проблем по профилю профессиональной деятельности.
Профессиональная переподготовка (свыше 500 часов) – приобретение дополнительных знаний и навыков в соответствии с дополнительными профессиональными образовательными программами, предусматривающими изучение научных и учебных дисциплин, разделов техники и новых технологий, необходимых для осуществления нового вида профессиональной деятельности и получения новой квалификации в пределах имеющегося у обучающихся профессионального образования[1].
Существуют следующие виды профессиональной переподготовки:
1) для выполнения нового вида профессиональной деятельности (свыше 500 часов аудиторных занятий);
2) для получения дополнительной квалификации (не менее 1000 часов трудоемкости).
Использование персонала — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение условий для наиболее эффективной Реализации квалификационного, творческого и физического трудового потенциала работников на конкретных рабочих местах, а также здоровой психологической атмосферы в организации, принципы рационального использования персонала, заключаются в обеспечении:
|
|
• рациональной занятости работников;
• стабильной и равномерной загрузки работников в течение рабочего периода;
• соответствия трудового потенциала работника, его квалификации;
• периодического перехода работника с одного рабочего места на другое, что позволяет разнообразить работы и гибко маневрировать в процессе производства.