Спрос. Предложение. Факторы спроса и предложения

Основные вопросы

Тема 6. Теория спроса и предложения

Субъекты рынка. Понятие конкуренции

Экономические агенты – субъекты экономических отношений, участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении благ. Различают следующие основные экономические субъекты: домохозяйства, фирмы, государство. Домохозяйство – экономический агент, принимающий решения о потреблении благ для поддержания собственного существования. К домашним хозяйствам относят всех потребителей. Фирма или предприятие – экономический агент, принимающий решения о производстве благ на продажу с использованием ресурсов, приобретаемых на рынке. Домашние хозяйства и фирмы образуют частный сектор экономики, тесно взаимодействуют на рынке товаров и услуг, факторов производства, финансовом рынке и образуют взаимоувязанные потоки доходов и расходов. Государство (правительство) представлено правительственными учреждениями, которые реализуют функции государственного регулирования экономики.

Ключевой категорией рынка является конкуренция. Конкуренция – это соперничество между участниками рыночной экономики за лучшие условия производства, купли и продажи товаров. По мнениюнеоклассиков, конкуренция есть борьба за экономические ресурсы, за утверждение устойчивой ниши на рынке. Роль конкуренции заключается в том, что она способствует установлению на рынке определенного порядка, гарантирующего производство достаточного количества качественных и придающихся по равновесной цене благ.

Опыт стран с рыночной экономикой свидетельствует о необходимости защиты конкурентной среды государственными средствами. Основная цель применения этих средств состоит в том, чтобы добиться оптимального сочетания различных видов конкуренции, не допустить, чтобы одни из них подавали другие и тем самым ослабили совокупные позитивные результаты конкуренции. Для формирования конкурентных рынков необходима соответствующая институциональная среда, эффективная работа финансово–кредитной системы, защита национальных производителей.

1. Спрос. Предложение. Факторы спроса и предложения.

2. Равновесие спроса и предложения.

3. Эластичность спроса и предложения.

Спрос – это количество продукта, которое желают и способны приобретать покупатели по разным ценам за определенный промежуток времени. Обратная зависимость между ценой товара и объемом покупательского спроса на этот товар отражает закон спроса.

Объем (величина) спроса –это количество продукта, которое потребители хотят и могут купить в определенное время по данной цене. Цена спроса –максимальная цена, которую потребители готовы заплатить за товар.

Падающий характер (отрицательный наклон) кривой спроса обусловлен следующими причинами:

принципом убывающей предельной полезности, в соответствии с которым каждая последующая единица блага приносит все меньшую полезность, денежным выражением которой выступает цена товара;

эффектом дохода,согласно которому снижение цены товара повышает покупательскую способность денежного дохода;

эффектом замещения,который при снижении цены товара вызывает увеличение покупок данного товара.

Изменение количества (объема) спроса в результате изменения цены товара при прочих равных условиях показывается движением точек по кривой спроса (рис.6.1).

Рис. 6.1. Зависимость величины спроса от цены

Изменение спроса, происходящее в результате изменения неценового фактора, смещает кривую спроса на графике вправо или влево (рис.6.2).

Рис. 6.2. Функция спроса (сдвиг кривой спроса)

Предложение – количество (объем) благ, предлагаемых для продажи на рынке в определенный период времени. Основными факторами предложения является цена товара и неценовые факторы. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавец согласен продать определенное количество данного блага. Прямая связь между ценой и объемом предлагаемого продукта называется законом предложения.

Функция предложенияопределяет предложение в зависимости от влияющих на него различных факторов. Важнейшим фактором является цена единицы товара. Изменение цены означает на графике движение по кривой предложения (рис.6.3).

Рис. 6.3. Зависимость величины предложения от цены

Предложение меняется, когда изменяется любой из факторов, влияющих на него, кроме цены блага. На графике это отражается смещением кривой предложения вправо или влево. Такими неценовыми факторами являются издержки производства, технология производства благ, цены на ресурсы, размер налогов и субсидий, количество продавцов, ценовые и дефицитные ожидания агентов (рис.6.4).

Рис. 6.4. Функция предложения (сдвиг кривых предложения)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: