Классификация рыночных структур
Основные вопросы
Тема 9. Поведение фирмы в совершенной и несовершенной конкуренции
1. Классификация рыночных структур.
2. Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
3. Поведение фирмы в условиях чистой монополии.
4. Поведение производителя в условиях олигополии.
Эффект конкуренции зависит от условий, в которых действует фирма. Основные модели рыночных структур даны в табл. 9.1.
Таблица 9.1
Основные модели рынка
Характерная черта | Совершенная (чистая) конкуренция | Монополистическая конкуренция | Олигополия | Монополия |
Число фирм | Очень большое | Много мелких фирм | Несколько | Одна крупная фирма |
Тип продук та | Стандартизированный | Неоднород ный | Стандартизированный или неоднород ный | Уникальный |
Конт роль над ценой | Отсутствует | Незначительный | Ограничен ный | Значи тельный |
Усло вия вступления в отрасль | Препятствия отсутствуют | Препятствия отсутствуют | Значительные препятствия | Вступление блокировано |
Неценовая конку ренция | Отсутствует | Присутству ет | Присутствует | Присутствует |
Главным признаком совершенной конкуренции является отсутствие контроля над ценой. В моделях несовершенной конкуренции появляется контроль над ценой – от незначительного в монополистической конкуренции до очень значительного в условиях монополии.
|
|
Для анализа экономической деятельности фирмы необходимо рассмотреть понятия совокупного, среднего и предельного дохода (выручки).
Совокупный доход —это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага.
TR = P*Q,
где: TR — совокупный доход;Р— цена; Q—количество благ.
Условие максимизации прибыли графически представлено на рис.9.1.
Рис. 9.1. Достижение максимальной прибыли
Для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции средний, предельный доходы равны цене товара, поэтому кривые спроса, среднего и предельного дохода совпадают.
Средний доход — доход, приходящийся на единицу проданного блага. Предельный доход — приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции.
AR = TR/Q = (P*Q)/Q = P;
MR = ∆TR/∆Q = ∆(P*Q)/∆Q = P;
МR=AR= P,
где: AR — средний доход; MR —предельный доход; ∆TR — изменение совокупного дохода; ∆Q — изменение количества проданных благ.
Современная экономическая теория утверждает, что максимизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда, когда предельный доход равен предельным издержкам: MR = МС. Объем производства, при котором выполняется это условие, называется точкой оптимального выпуска или точкой безубыточности.
|
|
В условиях совершенной конкуренции в точке равенства предельного дохода, предельных издержек и общих средних издержек (MR=МС=АТС) фирма получает только нулевую (нормальную) прибыль (на рис. 9.2 – точка на горизонтальной линии MR=АR=Р).
Рис. 9.2. Максимизация прибыли и минимизация убытков
Если цена товара выше средних валовых издержек (АТС), фирма будет иметь не только нулевую прибыль, но и экономическую прибыль сверх нулевой (на рис. 9.2 – стрелка вверх). Если цена товара ниже АТС, то у фирмы будут убытки (на рис. 9.2 – стрелка вниз). В этом случае встает вопрос о минимизации убытков (при АVС≤Р≤ АТС фирма покрывать лишь средние переменные издержки) или прекращении производства (при Р≤АVС).
В долгосрочном периоде равновесие фирмы достигается при условии равенства цены не только предельным издержкам, но и средним валовым издержкам АС, то есть когда выполняется равенство: MR= МС = Р =АТС .