Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах

Классификация рыночных структур

Основные вопросы

Тема 9. Поведение фирмы в совершенной и несовершенной конкуренции

1. Классификация рыночных структур.

2. Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.

3. Поведение фирмы в условиях чистой монополии.

4. Поведение производителя в условиях олигополии.

Эффект конкуренции зависит от условий, в которых действует фирма. Основные модели рыночных структур даны в табл. 9.1.

Таблица 9.1

Основные модели рынка

Характерная черта Совершенная (чистая) конкуренция Монополистическая конкуренция Олигополия Монополия
Число фирм Очень большое Много мелких фирм Несколько Одна крупная фирма
Тип продук та Стандартизированный Неоднород ный Стандартизированный или неоднород ный Уникальный
Конт роль над ценой Отсутствует Незначительный Ограничен ный Значи тельный
Усло вия вступления в отрасль Препятствия отсутствуют Препятствия отсутствуют Значительные препятствия Вступление блокировано
Неценовая конку ренция Отсутствует Присутству ет Присутствует Присутствует

Главным признаком совершенной конкуренции является отсутствие контроля над ценой. В моделях несовершенной конкуренции появляется контроль над ценой – от незначительного в монополистической конкуренции до очень значительного в условиях монополии.

Для анализа экономической деятельности фирмы необходимо рассмотреть понятия совокупного, среднего и предельного дохода (выручки).

Совокупный доход —это сумма дохода, получаемого фирмой от продажи определенного количества блага.

TR = P*Q,

где: TR — совокупный доход;Р— цена; Q—количество благ.

Условие максимизации прибыли графически представлено на рис.9.1.

Рис. 9.1. Достижение максимальной прибыли

Для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции средний, предельный доходы равны цене товара, поэтому кривые спроса, среднего и предельного дохода совпадают.

Средний доход — доход, приходя­щийся на единицу проданного блага. Предельный доход — приращение дохода, которое возникает за счет бесконечно малого увеличения выпуска продукции.

AR = TR/Q = (P*Q)/Q = P;

MR = ∆TR/∆Q = ∆(P*Q)/∆Q = P;

МR=AR= P,

где: AR — средний доход; MR —предельный доход; ∆TR — изменение совокупного дохода; ∆Q — изменение количества проданных благ.

Современная экономическая теория утверждает, что макси­мизация прибыли или минимизация издержек достигается тогда, когда предельный доход равен предельным издерж­кам: MR = МС. Объем производства, при котором выполняется это условие, называется точкой оптимального выпуска или точкой безубыточности.

В условиях совершенной конкуренции в точке равенства предельного дохода, предельных издержек и общих средних издержек (MR=МС=АТС) фирма получает только нулевую (нормальную) прибыль (на рис. 9.2 – точка на горизонтальной линии MR=АR=Р).

Рис. 9.2. Максимизация прибыли и минимизация убытков

Если цена товара выше средних валовых издержек (АТС), фирма будет иметь не только нулевую прибыль, но и экономическую прибыль сверх нулевой (на рис. 9.2 – стрелка вверх). Если цена товара ниже АТС, то у фирмы будут убытки (на рис. 9.2 – стрелка вниз). В этом случае встает вопрос о минимизации убытков (при АVС≤Р≤ АТС фирма покры­вать лишь средние переменные издержки) или прекращении производства (при Р≤АVС).

В долгосрочном периоде равновесие фирмы достигается при условии равенства цены не только предельным издержкам, но и средним валовым издержкам АС, то есть когда выполняется равенство: MR= МС = Р =АТС .


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: