На протяжении всей истории человечества любая властная система так или иначе, в той или иной степени основана на акте или актах насилия. Сила слишком часто выступала не в качестве последнего, а в качестве первого и решающего аргумента. Необходимость насилия и принуждения в качестве механизмов регулирования поведения людей в об-' ществе определяется недостаточностью одних только средств поощрения и порицания. Неотъемлемым атрибутом власти являются санкции, наказания, в том числе физическое принуждение.
По-видимому, выражение «сильный всегда прав» восходит еще к тем временам, когда спор решался исключительно с помощью физического насилия. В этом смысле власть представляет собой проявление превосходства в сугубо материальном смысле: если я обладаю способностью подавить или убить другого человека, то я «сильнее» его, я способен подчинить его своей власти. Слишком часто власть являлась результатом военной победы, узурпации, брато- и отцеубийства, государственного переворота или какого-либо иного незаконного деяния.
|
|
Для любого человека, знакомого с историей, это настолько очевидный факт, что здесь вряд ли есть надобность приводить какие-либо примеры. Поэтому безо всякого преуве-
личения можно сказать, что уже у первоистоков на власти, как говорится, лежит каинова печать. Приходится признать и то, что в основе множества самых мирных, считающихся в наши дни самыми законными и укладывающимися в рамки права, общественных и политических феноменов лежит насилие. Все важнейшие атрибуты современной демократии и правового государства прошли испытание насилием. Например, национально-государственный суверенитет, торжество права и закона над божественным правом государей на власть, разделение власти и др. первоначально являлись объектом ожесточенной идеологической и политической, в том числе и вооруженной, борьбы между противоборствующими группами, сословиями, классами, государствами.
На пути разработки, учреждения и институционализации этих принципов и институтов каждая страна прошла через революции, гражданские войны, цареубийства и другие формы насилия. Великобритания, считающаяся одной из самых совершенных демократий современного мира, пережила две революции, причем в первый раз она избавилась от своего короля, отрубив ему голову. Еще в большей степени это верно применительно к Франции, которая, прежде чем окончательно принять демократические ценности и институты, прошла через несколько революций и переворотов. В США политическая демократия и рыночно-капиталисти-ческие отношения одержали окончательную победу лишь в результате жестокой Гражданской войны.
|
|
Естественно, что власть ни в коем случае нельзя свести к силе, тем более к голой физической силе или насилию. Но нельзя не учесть и тот факт, что власть, не опирающаяся на силу, не способная добиться реализации своих решений, в том числе силой или угрозой применения насилия, может оказаться лишь благим пожеланием или просто блефом. В этом смысле власть представляет собой форму выражения силы. В руках государства власть служит средством разрешения противоречия между необходимостью порядка и разнообразием интересов в обществе, сопряженных с конфликтами. С этой точки зрения, власть призвана обеспечить порядок в обществе, обуздать стихию человеческих страстей.
Отношения власти, которые мы наблюдаем и в которых Участвуем сами в семье, в школе, на работе, в армии, в политической организации, включают несколько обязательных элементов: не менее двух сторон власти (ее субъекта и объекта), распоряжения осуществляющего власть, подкреп-
ленные возможностью санкций (каких-либо мер воздействия) за их невыполнение, подчинение получившего распоряжение тому, кто его отдал, и, наконец, существование общественных норм, устанавливающих обязательность таких отношений.
Поэтому политическая власть никогда не бывает всеисклю-чающей властью. Рядом с ней — и зачастую в противовес ей — существует множество других источников и форм власти и авторитета, которые призваны уравновешивать и ограничивать ее. Это власть и авторитет традиции и обычая, разного рода организаций, объединений, институтов гражданского общества, таких как церковь, семья, университеты, бизнес, общественное мнение и средства массовой информации, профсоюзы и заинтересованные группы, господствующие в обществе нравственные императивы.
Тема 6. ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ
Как уже отмечалось, государство и власть являются теми ключевыми элементами, вокруг которых объединяются все остальные состаштяющие мира политического. В отличие от всех других общественных и политических организаций государство призвано формировать и реализовать единую волю, единые цели и интересы, объединяющие всех граждан общества. Все процессы и события, происходящие в стране, деятельность всех без исключения граждан, организаций, объединений, партий, сфер жизнедеятельности людей, взаимоотношения между ними регулируются правовыми нормами и законами, принимаемыми и защищаемыми государством.