Аббасидский халифат

8.10.12

Основатель рода Аббасидов был Аббас – дядя Мухаммеда.

Аббасиды проявили себя как люди умные, энергичные. Они очень серьёзно решили взять власть в руки.

Сторонники Аббасидам были нужны.

Они видели непопулярность Омеййадов в народе. Халифат очень разросся. Возникло противоречие между арабами и народами, завоеванными и принявшими ислам.

Аббасиды нашли поддержку в ираноязычных областях халифата. Персы находились выше по развитию, чем арабы. Они не могут так высоко подняться, как арабы, они продолжают платить тот же поземельный налог харадж. Причин для недовольства достаточно. Аббасиды ведут пропаганду среди иранского населения. Постепенно они завербовали очень много приверженцев.

Кто же стал идеологическим союзником аббасидов? Шииты. Лозунг шиитов: «Власть потомкам Али». Аббасиды сказали «Власть дому Пророка». Особенно активно вели пропаганду аббасиды в области Харасан.

Марван II ценой невероятных усилий смог подавить все восстания на восточной части Халифата. Это действительно дорого стоило. И снабдить, вооружить армию было трудно. Марвану пришлось бороться и с многочисленным окружением халифов.

Марван II испортил отношения с окружением халифа Дамаска и вообще с сирийцами, которые всегда поддерживали Омеййадов.

Повстанцы одевались в чёрные одежды, все аббасидские халифы носили чалмы черного цвета. Повстанцы принимали в свои ряды всё новых и новых последователей.

Абу-Муслим – предводитель, перс, вольноотпущенник.

В 745 г. в Харасан прибыл Абу-Муслим, он устроил свой штаб у г. Мерва. Это был не просто штаб, а уже практически зачаток нового государства. У Абу-Муслима был свой диван (ведомство) войска. Оно записывало, регистрировало всех вновь прибывающих. Был свой начальник полиции, своя охрана. Выдавали всем жалованье. Это восстание было тщательно подготовленным и финансированным переворотом.

В первом же бою войска наместника Халифа были разбиты. Наместник оставил г. Мерв. Помощь из Дамаска не успела.

Успехи последовали одни за другим. Продумывали, кого в какой отряд отправить. Во главе отрядов – талантливые военачальники. Это была настоящая, хорошо организованная армия. Численность – почти 100 тыс. человек. Захватив Харасан, после череды побед, в 750 г. было разбито Омеййдаское войско Мирвана II.Через Дамаск и Иорданию бежал в Египет. Только жители Дамаска приготовились к осаде. Дамаск – столица Омеййадов. Но очень скоро за стенами Дамаска начались споры и стычки между теми, кто хотел сдаться и сторонниками Омеййдаской династии.

Победа далась повстанцам без особого труда. В июне 750 г. Дамаск был взят.

В августе 750 г. Мирван II остановился на ночлег в оазисе Фаюм в Египте, на него напал отряд аббасидских повстанцев. Последний омеййадский халиф был убит. Династия была свергнута.

Халифом был провозглашён Абу-ль-Аббас ас-Саффах – Кровавый.

Все представители семьи Омеййадов были уничтожены.

Сам ас-Саффах правил недолго- 4 года, до 754 г. Преемник – брат Джафар аль – Мансур – Победоносный. Правил с 754-775 гг.

Все Аббасидские халифы брали себе почётное тронное имя. Эта традиция была перенята ими от персов. При аль-Мансуре Аббасиды расправились и с предводителем восстания, благодаря которому были уничтожены и Омеййады: Абу-Муслим. Отношения между Абу-Муслимом и Аббасидами становились всё более натянутыми.

В 755 г. Абу-Муслим решил совершить хадж. Из Харасана он двигается в Мекку. Куфа – резиденция аббасидского халифа. Абу-Муслим явился в Куфу, Аль-Мансур принял его хорошо. Находясь под впечатлением такого приёма, Абу-Муслим на следующий день вернулся без своей охраны. Аль-Мансур велел убить его.

Аббасиды решили оставить резиденцию в Дамаске. Халиф аль-Мансур решил выстроить новый город – Город Мира – Медина ту Салям.

Стали строить резиденцию рядом с деревушкой Багдад – топоним остался. И халифат Аббасидов называют багдадским халифатом. Под халифатом Аббасидов понимают не только светскую власть халифов, но и форму мусульманской теократии – Аббасиды руководили всеми мусульманами (суннитами). До 1258 г. этот халифат как власть религиозная просуществовала в Багдаде: 750-1258 гг.

Аббасидские халифы вновь появились в Каире и до 1517 г. просуществовали в Каире.

Багдад был построен по совершенно незнакомому плану – он был круглый и имел двойное кольцо стен. За внутренними стенами располагается золотой дворец халифа и мечеть. Сначала планировали, что между стенами будут помещены рынки-лавки, но аббасидские халифы так боялись за свою жизнь, что уже даже при аль-Мансуре лавки и магазины были вынесены за внешние стены, а между стенами расположились жилища военной гвардии.

Стену разделяли 4 ворота. Только Халиф мог въезжать через ворота, остальные – пешком. Этот дворец халифа – центр всей империи. Золотой дворец, как солнце J. Сам план этого города указывал, какие большие перемены произошли в халифате за 100 с лишним лет со смерти пророка. Если праведные халифы жили как простые зажиточные горожане, то здесь халифы изолированы от массы населения. Всё это больше напоминает величественную деспотию персидского шакеншаха.

Аббасиды не стали продолжать завоевания. Главное задачей стало укрепление центральной власти и все их основные реформы были направлены на централизацию и укрепление.

Важное нововведение – халифом аль-Мансуром – созданы ведомства-диваны, существовала казна, арсенал, особое ведомство документов – канцелярия, налоговое ведомство – диван хараджа, ведомство государственной печати и военное ведомство. Все остальные диваны были созданы уже аль-Мансуром.

Именно аль-Мансур и его преемники: халиф Махди 775-785 и Хади 785-786 гг.

На смену экстенсивному развитию государства пришла пора государственного структурирования. Именно при аббасидах создавались органы государственной власти. Обозначилась социальная стратификация. Складывались формы землевладения. Что же было с землёй в халифате? Были земли муньк (частные). В VIII – IX вв. – складывается вакф – вакуфные земли – земли, которые переданы на благотворительные цели, в пользу мечети, школ, больниц, странноприимных домов и суфийских обителей. Вакуфные земли должны были находиться в таком состоянии на веки-вечные – нельзя проделывать никакие операции с землёй и они никому не принадлежали! Эти земли были изъяты из экономики страны. Ещё один тип землевладения – икта – условная собственность на землю. Развитие системы икта приводило к усилению и укреплению класса землевладельцев. Всё это привело к ослаблению центральной власти. Владельцы икта стремились закрепить за собой эти земли (за собой и за своими наследниками).

Основной статьёй дохода были поступления поземельного налога. Мусульмане и немусульмане платили разные налоги. Мусульмане – 10-ю часть своего имущества на благотворительные цели – ушр. А немусульмане платили харадж был больше урша. Харадж: с земли аравийского полуострова, с земель дарованных халифом. Налогом харадж облагалось большое количество. После исламизации большинства властей халифата земли ушр и харадж остались в прежнем статусе в независимости от того, кто её обрабатывает – мусульманин или нет. Только халиф мог переизменить статус земли.

Государство не редко отдавало сбор налогов на откуп. Система откупов была особенно тяжела для налогоплательщиков. Слово кабала – арабского происхождения – сделка или договор на издольную аренду земли. За долю урожая работает крестьянин- семена / орудия труда. Только нужда могла заставить идти на кабальную сделку.

Концентрация средств в Багдаде способствовала внедрению новых с/х культур – завезены цитрусовые. Росли города и в других районах империи.

Сунниты и шииты активно вели миссионерскую деятельность – пропаганду, стремились набрать как можно больше сторонников. Ислам всё шире и шире распространялся

Сунизм и распространение ислама.

Происходит иранизация. Аббасиды ориентируются на Иран. Они стремились сделать опорой своей власти всех присоединившихся стран. Место византийской занимает сасанидская культура.

Прочно встаёт рядом с халифом фигура визиря. Первыми визирями становятся потомки Барнака – визири Барнакиды – доходы и расходы в ведомстве визиря. Визирь мог самостоятельно вести многие дела. Ему подчинялись начальники почтовой службы.

Дворцовая бюрократия начинает интриговать. Именно Хади был убит в результате дворцовых переворотов. Его сменил Харун Аррашид Мудрый. Он был не совсем таким, каким его изображали сказки. Он жил вне Багдада, в столице появлялся редко, не доверял никому. Истинной причиной его славы было то, что он был последним аббасидским халифом, у которого сохранялась реальная власть. Правление: 786-809 гг. Харун Аррашид, чтобы укрепить власть халифа, вступил в борьбу с Бармакидами визирями. Уже 3 поколение Бармакидов служило Аббасидам.

Поводом послужила скандальная история с сестрой Харуна и Джафаром Бармакидом. Харун казнил Джафара, а после этого с Бармакидами было покончено. Такая казнь не могла быть прощена, забыта.

Бармакиды – сторонники проиранской линии + потомки зороастрийского жреца + мол, они хотят отделить Харасан и сделать независимое княжество.

Волна возмущения поднялась в иранских областях халифата. Мамун – сын Харуна от иранской наложницы отправил в иранские области, а Амина – другого сына- оставил в Багдаде. После смерти Харуна началась война между братьями. Мамун в Мерви начал чеканить собственные монеты. В 813 г. Мамун подошёл к Багдаду с войсками, убил Амина. С 813 – 833 гг. – правление Мамуна. Усиление влияния иранской знати.

Влиятельные визири по-прежнему остаются главной опорой государство. Что же противостоит чиновничеству? Армия. Власть визиря велика, но не безгранична.

С военачальниками – эмирами – было гораздо сложнее. Эмир действует по своему усмотрению. Как был организована армия в халифате – ополчение. Другим источником пополнения войска стали безземельные разорившиеся крестьяне. Крестьяне покидали свои земли, отправлялись в город. Ремесленником и торговцем мог стать далеко не каждый.

Энергичные люди собирали этих людей в отряды. Общая численность отрядов стала достаточно велика, и они, как профессиональные и натренированные воины, обладали лучшими качествами, чем ополченцы.

Халифы должны управлять этими силами.

Религия в халифате: исламизация, ислам получил второе дыхание, обновился в чем-то. Итак, силам стал религией не только арабов, но и всего халифата. Утрата арабами монополии не только на религиозное превосходство, но и на политическую власть. В чём это выражалось? Если сами аббасиды – это арабы, то Мамун сын наложницы персиянки – таких халифов было очень много. Даже халифы уже были арабами только наполовину.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: