Правовой режим средств индивидуализации
Правовой режим интеллектуальной собственности
Особенность результатов интеллектуальной деятельности: имеют идеальную природу, поскольку только в абстракции, а не в реальности можно добиться расчленения материального носителя и воплощенного в нем результата интеллектуальной деятельности.
Интеллектуальной собственностью теперь следует считать не права, относящиеся к тем либо иным охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, а сами результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридических лиц, товаров, работ. Эти результаты не могут отчуждаться или иными способами переходить от одного лица к другому (п. 4 ст. 129 ГК РФ), хотя и признаются объектами гражданских прав (ст. 128 ГК РФ). В то же время права на них могут отчуждаться.
Институт интеллектуальных прав:
А) исключительное право имущественного характера. Тесно связано с личными неимущественными.
Б) личные неимущественные права
|
|
В) иные права, как то: право следования, право доступа и др. выделяется искусственно.
Классификации объектов.
1. наиболее общая
А) авторское. Значима форма результата
Б) патентное и средства индивидуализации - если юридически значимо содержание результата
2. в нашем законодательстве:
А) Институт авторского права и смежных прав опосредует отношения, связанные с правовой охраной и использованием произведений науки, литературы и искусства, программ для электронных вычислительных машин, баз данных, исполнений, фонограмм, сообщений в эфир по кабелю радио- или телепередач.
Б) Институт патентного права опосредует отношения, связанные с правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений.
В) Институт средств индивидуализации опосредует отношения, связанные с правовой охраной и использованием фирменных наименований товарных знаков и знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, коммерческих обозначений.
Г) Институт иных (нетрадиционных) объектов интеллектуальной собственности опосредует отношения, связанные с правовой охраной и использованием топологий интегральных микросхем и секретов производства (ноу-хау).
1. Фирменное наименование – наименование коммерческой организации, под которым она участвует в гражданском обороте.
В настоящее время не требуется регистрация самого фирменного наименования. Режим исключительного права возникает со дня государственной регистрации юридического лица и прекращается в момент исключения фирменного наименования из Единого государственного реестра юридических лиц в связи с прекращением юридического лица либо изменением его фирменного наименования.
|
|
Содержанием исключительного права на фирменное наименование является правомочие юридического лица по использованию своего фирменного наименования в качестве средства индивидуализации любым не противоречащим закону способом, в том числе путем его указания на вывесках, бланках, в счетах и иной документации, в объявлениях и рекламе, на товарах или их упаковках.
Распоряжение исключительным правом не допускается.
Требования к фирменному наименованию основаны на 3-х принципах. Принципы по В.В. Розенбергу:
А) Принцип истинности - должно являться правдивой характеристикой этой деятельности и не служить средством введения в заблуждение участников гражданского оборота и потребителей продукции.
В фирменное наименование юридического лица не могут включаться:
- полные или сокращенные официальные наименования Российской Федерации, иностранных государств, а также слова, производные от таких наименований;
- полные или сокращенные официальные наименования федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления;
- полные или сокращенные наименования международных и межправительственных организаций;
- полные или сокращенные наименования общественных объединений;
- обозначения, противоречащие общественным интересам, а также принципам гуманности и морали.
Действующее законодательство налагает запрет на использование юридическим лицом фирменного наименования, тождественного фирменному наименованию другого юридического лица или сходного с ним до степени смешения, если указанные лица осуществляют аналогичную деятельность и фирменное наименование второго юридического лица было включено в Единый государственный реестр юридических лиц ранее
Б) Принцип исключительности - наименование было в состоянии предупреждать смешение различных организаций, т.е. не быть тождественным или схожим до степени смешения с другими фирменными наименованиями.
Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.
Юридическое лицо должно иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Юридическое лицо вправе иметь также полное и (или) сокращенное фирменное наименование на языках народов Российской Федерации и (или) иностранных языках.
В) Принцип постоянства - неизменность фирменного наименования в течение всего времени пользования им в рамках одной организационно-правовой формы предпринимательства и при переходе предприятия от одного собственника к другому.