В процессе эксплуатации машины отдельные детали её изменяют свои первоначальные размеры, в сопряжениях их происходит изменение первоначальных посадок, иначе говоря, в автомобиле возникают дефекты.
Все дефекты по причинам их возникновения можно разбить на следующие четыре группы: конструктивные, производственные, эксплуатационные и аварийные.
Конструктивные дефекты, являющиеся причиной ускоренного износа или повреждения деталей в условиях "нормальной" эксплуатации автомобиля, возникают вследствие ошибок, допущенных при их конструировании.
Эти дефекты возникают по следующим причинам:
1) несоответствие назначенных размеров деталей действующим на них нагрузкам;
2) неудачный выбор материала деталей, а также неправильно назначенная для них термообработка;
3) неправильный выбор посадок для сопряжений, не соответствующих условиям, вкоторых они должны работать;
4) применение способов смазки, не обеспечивающих надежную смазку деталей и механизмов; плохой отвод тепла от трущихся поверхностей.
Современные автомобили достаточно совершенны, и поэтому при их эксплуатации возникает сравнительно мало конструктивных дефектов. Тем не менее, в процессе эксплуатации автомобилей и при их ремонте необходимо выявлять эти дефекты. О всех выявленных при эксплуатации или ремонте автомобилей конструктивных дефектах сообщают заводу-изготовителю, который принимает соответствующие меры к их устранению. Таким образом, конструкция автомобиля непрерывно совершенствуется.
Производственные дефекты возникают вследствие различных отклонений, допущенных в процессе изготовления автомобиля или его ремонта.
Основными причинами возникновения этих дефектов являются:
1) применение несоответствующих материалов (заменителей), отступление от размеров, допусков и технических требований, указанных в рабочих чертежах, а также нарушение установленного технологического процесса изготовления или восстановления деталей;
2) нарушение установленного технологического процесса сборки и испытания отдельных агрегатов и автомобилей в целом, а также несоблюдение технических условий;
3) отклонение от чертежей и технических условий при производственном контроле и в процессе приемки готовой продукции.
Все эти причины в той или иной степени влияют на долговечность агрегатов и узлов, а следовательно, на долговечность автомобилей, и способствуют преждевременному износу их деталей. Примерами производственных дефектов могут быть ускоренный износ поршневых колец, поршневых пальцев, зубьев шестерен в результате применения несоответствующего заданному материала или некачественной термообработки.
Современные автомобили изготовляются на заводах, оснащенных совершенным оборудованием. Технологический процесс изготовления деталей, сборки и испытания отдельных узлов и агрегатов, а также автомобиля в целом тщательно контролируется, поэтому в процессе их эксплуатации до первого ремонта количество производственных дефектов весьма незначительно.
После ремонта автомобилей количество производственных дефектов в них возрастает, что объясняется использованием менее совершенного оборудования, применением неполноценных заменителей различных материалов и недостаточно высокой технологической дисциплиной на ремонтных предприятиях. Задача работников этих предприятий состоит в том, чтобы путем непрерывного совершенствования технологического оборудования, укрепления технологической дисциплины, повышения общей технической культуры производства добиваться высокого качества ремонта.
В процессе эксплуатации автомобилей необходимо принимать меры к выявлению и устранению производственных дефектов. Эксплуатационные хозяйства должны сообщать заводам-изготовителям и ремонтным предприятиям о выявленных производственных дефектах, а заводы-изготовители, ремонтные предприятия - принимать меры к ликвидации причин, вызывающих возникновение этих дефектов, что будет способствовать продлению срока службы агрегатов и автомобилей.
Эксплуатационные дефекты являются результатом естественного изнашивания деталей в процессе эксплуатации.
Естественное изнашивание деталей автомобиля происходит по мере увеличения его пробега, несмотря на систематическое техническое обслуживание, своевременный ремонт и соблюдение правил вождения. При этом изменяются первоначальные посадки в сопряжениях. Неподвижные посадки сопряжений переходят в подвижные, а зазоры при подвижных посадках увеличиваются и, таким образом, нарушается нормальная работа агрегатов, узлов и автомобиля в целом. Например, по мере нарастания пробега автомобиля увеличиваются зазоры в таких сопряжениях, как цилиндр — поршень, подшипники — шейки коленчатого вала двигателя, шкворень — втулка поворотного кулака передней оси.
Увеличенный износ деталей наблюдается при несоблюдении правил вождения автомобиля (движение со скоростью не соответствующей дорожным условиям, перегрузка двигателя и т. п.). Так, при перегрузке двигателя резко увеличиваются износы коренных и шатунных подшипников и деталей шатунно-поршневой группы; при езде со скоростью, не соответствующей дорожным условиям, повышается износ деталей ходовой части и подвески.
Аварийные дефекты чаще всего проявляются в виде значительной деформации или поломки отдельных деталей и возникают в результате следующих причин.
1) Неправильная эксплуатация автомобиля и, главным образом, неосторожное его вождение, из-за чего возможны поломки рамы, рессор, зубьев шестерен коробки передач и главной передачи, выплавление подшипников коленчатого вала и т. п.
Возникновение дефектов по этой причине зависит в основном от квалификации водителя и его опытности.
2) Усталость металла отдельных деталей, которые работают в условиях знакопеременных нагрузок. В результате на деталях появляются трещины, которые в ряде случаев приводят к их поломке. На поверхности зубьев шестерен и на беговых дорожках шариковых и роликовых подшипников происходит выкрашивание металла, вследствие чего подшипники выходят из строя.
Такие дефекты наблюдаются в коленчатых валах, поршневых пальцах, шатунах, шатунных болтах, поворотных кулаках, рессорах, пружинах и т. п.
Иногда к аварийным дефектам приводит и несвоевременное обнаружение производственных и конструктивных дефектов. Поэтому задача состоит в своевременном обнаружении и устранении дефектов с тем, чтобы они не смогли перерасти в аварийные. Решение этой задачи обеспечивается планово-предупредительной системой технического обслуживания и ремонта, сущность которой заключается в том, что техническое обслуживание М производится по плану (принудительно), а ремонтные работы — по потребности.
Регулярное проведение технических обслуживании по заранее разработанному графику создает наиболее благоприятные условия для безотказной работы механизмов и позволяет своевременно предупредить возникновение и развитие различных дефектов путем устранения или ослабления причин, в результате которых эти дефекты возникают. Таким образом, эта система имеет профилактический (предупредительный) характер.
В отличие от технического обслуживания, ремонт имеет целью восстановить работоспособность узлов, агрегатов и М в целом своевременным устранением уже возникших неисправностей путем замены или восстановления деталей, ремонта узлов и агрегатов. Поэтому ремонт выполняется только по потребности.
Своевременное и качественное проведение технического обслуживания и ремонта М способствует увеличению срока их службы.