ТАБЛИЦА № 44. ФАКТОРНЫЙ АНАЛИЗ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ
И П
ТАБЛИЦА № 42. ИСХОДНЫЕ ДАННЫЕ ДЛЯ ФАКТОРНОГО АНАЛИЗА ПРИБЫЛИ.
ТАБЛИЦА № 41. АНАЛИЗ СОСТАВА ДИНАМИКИ И ВЫПОЛНЕНИЯ ПЛАНА БАЛАНСОВОЙ
ПРИБЫЛИ ЗА ОТЧЁТНЫЙ ГОД.
СОСТАВ БАЛАНСОВОЙ ПРИБЫЛИ | ПРОШЛЫЙ ГОД | ОТЧЁТНЫЙ ГОД, ПЛАН | ОТЧЁТНЫЙ ГОД, ФАКТ | ФАКТИЧЕСКАЯ СУММА ПРИБЫЛИ В СОПОСТАВЛЕНИИ С ПРОШЛЫМ ГОДОМ | |||
СУММА, ТЫС. РУБ. | СТРУКТУРА, % | СУММА, ТЫС. РУБ. | СТРУКТУРА, % | СУММА, ТЫС. РУБ. | СТРУКТУРА, % | ||
БАЛАНСОВАЯ ПРИБЫЛЬ | |||||||
ПРИБЫЛЬ ОТ РЕАЛИЗАЦИИ | 96,66 | 96,48 | |||||
ПРИБЫЛЬ ОТ ПРОЧЕЙ РЕАЛИЗАЦИИ | - | - | - | - | - | - | - |
ВНЕРЕАЛИЗАЦИОННЫЕ ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ | 3,34 | - | - | 3,52 |
АНАЛИЗ: как показывают данные таблицы план по балансовой прибыли перевыполнен на 11,73 % =
= (20000 – 17900) / 17900 х 100. Темп её прироста к прошлому году в сопоставимых ценах составит
6,66 % = (16000 – 15000) / 15000 х 100. Наибольшую долю в балансовой прибыли занимает прибыль от реализации товарной продукции (96,48 %). Удельный вес внереализационных финансовых результатов составит всего 3,52 %.
3. Основную часть прибыли предприятия получают от реализации продукции, работ, услуг. В процессе анализа изучается динамика выполнения плана от реализации продукции и факторы изменения её суммы: 1)объём реализованной продукции; 2)структура продукции; 3)себестоимость продукции; 4)уровень среднереализованных цен.
Объём реализации продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли: а) увеличение объёма продаж рентабельной продукции приводит к пропорциональному увеличению прибыли и наоборот; б) структура товарной продукции может оказывать положительное и отрицательное влияние на сумму прибыли; в) если увеличится доля рентабельных видов продукции в общем объёме реализации, то сумма прибыли возрастает и наоборот;
г) себестоимость продукции и прибыль находятся в обратно-пропорциональной зависимости: снижение себестоимости приводит к росту прибыли и наоборот; д) среднереализационные цены и величина прибыли находятся пропорционально зависимости: при увеличении уровня цен сумма прибыли возрастает и наоборот.
ПОКАЗАТЕЛИ | ПЛАН | ПЛАН, ПЕРЕСЧИТАННЫЙ НА ФАКТИЧЕСКОЕ ВЫПОЛНЕНИЕ | ФАКТ |
Выручка от реализации продукции за вычетом НДС, акциза (ВР) | |||
ПОЛНАЯ СЕБЕСТОИМОСТЬ (ПС) | |||
ПРИБЫЛЬ (П) |
Расчёт влияния этих факторов на сумму прибыли можно выполнить способом цепных подстановок.
ТАБЛИЦА № 43. РАСЧЁТ ВЛИЯНИЯ ФАКТОРОВ НА ИЗМЕНЕНИЕ СУММЫ ПРИБЫЛИ.
ПОКАЗАТЕ ЛИ | УСЛОВИЯ РАСЧЁТА | ПОРЯ ДОК РАСЧЁ ТА | СУММА ПРИБЫЛИ, ТЫС. РУБ. | |||
ОБЪЁМ РЕАЛИЗОВАН НОЙ ПРОДУКЦИИ | СТРУКТУРА | ЦЕНА | СЕБЕСТОИМОСТЬ | |||
ПЛАН | П. | П. | П. | П | ВРпл. – ПСпл. | |
УСЛОВИЯ 1 | Ф | П | П | П | Ппл. х Крп | |
УСЛОВИЯ 2 | Ф | Ф | П | П | ВРусловн. – ПСусловн. | |
УСЛОВИЯ 3 | Ф | Ф | Ф | П | ВРф. – ПСусловн.2 | |
ФАКТ | Ф | Ф | Ф | Ф | ВРф. – ПСф. |
АНАЛИЗ: отклонение фактической прибыли от плановой 1396 (19296 – 17900). Изменение суммы прибыли прошлого года за счёт:
1)объёма реализации продукции - дельта Прп = Пусл.1 – Ппл. = 17742 – 17900 = - 158 тыс. руб.; 2)от структуры реализации продукции – УД = Пусл.2 – Пусл.1 = 18278 – 17742 = + 536 тыс. руб.;
3)средних цен реализации – дельта Пс/с = Пусл.3 – Пусл.2 = 21613 – 18278 = + 3335 тыс. руб.;
4)себестоимость реализованной продукции – дельта Пс/с = Пф – Пусл.3 = 19296 – 21613 = - 231тыс. руб.
Итого: + 1396 тыс. руб.
Результаты расчётов показывают, что план по прибыли перевыполнен в основном за счёт увеличения средних цен реализации. Изменение структуры товарной продукции также способствует росту суммы прибыли на 536 тыс. руб. В связи с повышением себестоимости продукции сумма прибыли снизилась на 2317 тыс. руб. и за счёт сокращения объёма продажи на 158 тыс. руб.
4. Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат. Они более полны, чем прибыль, характеризующая окончательный результат предприятия.
ПОКАЗАТЕЛИ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ: 1) рентабельность производственной деятельности (окупаемость
П показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля
издержек): Р3 = ---- х 100 %; затраченного на производство и реализацию продукции;
2) рентабельность продаж: Рпр. = --------- х 100 %; характеризует, сколько продукции имеет
В предприятие с одного рубля продаж;
П
3) рентабельность (доходность капитала): Рк = ------- х 100 %; показывает, сколько прибыли с одного
К рубля капитала.
В процессе анализа следует изучить динамику перечисленных показателей, провести межхозяйственные сравнения с предприятиями-конкурентами. Уровень рентабельности производственной деятельности зависит от трёх показателей: 1)изменение структуры реализованной продукции; 2)её себестоимости; 3)средних цен реализации.
Расчёт влияния этих факторов выполняется методом цепных подстановок, используя данные таблиц
№ 42,43. 17900 17742
Рпл. = ---------- х 100 % = 23,14 %; Русл.1 = -------- х 100 % = 23,14 %;
77350 76670
18278 21613 19296
Русл.2 = --------- х 100 % = 23,34 %; Русл.3 = --------- х 100 % = 27,6 %; Рф.=---------- х 100%=23,93 %.
78322 78322 80639
дельтаРобщее = Рф. – Рпл. = 23,93 – 23,14 = + 0,79 %; дельтаРобъёмРП = Руслов.1 – Рпл. = 23,14-23,14=0.
дельтаРУД = Русл.2 – Русл.1 = 23,34-23,14=+0,2%; дельтаРс=Русл.3-Русл.2=27,6-23,34=+4,26%;
дельтаРс = Рф. – Русл.3 = 23,93 – 27,6 = -3,67 %; ИТОГО: + 0,79 %.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что план по уровню рентабельности перевыполнен в связи с повышением среднего уровня цен и удельного веса более рентабельных видов продукции в общем объёме реализации. Рост себестоимости реализованной продукции на 2317 тыс. руб. вызвал снижение уровня рентабельности на 3,67 %. Затем следует сделать факторный анализ по каждому виду продукции. Уровень рентабельности отдельных видов продукции зависит от изменения средних цен реализации и себестоимости единицы продукции. Расчитеам влияние этих факторов методом цепных подстановок.
ВИД ПРОДУКЦИИ | СРЕДНЯЯ ЦЕНА РЕАЛИЗАЦИИ | СЕБЕСТОИМОСТЬ, РУБ. | РЕНТАБЕЛЬНОСТЬ | ОТКЛОНЕНИЕ ОТ ПЛАНА, В % | ||||||
ПЛАН | ФАКТ | ПЛАН | ФАКТ | ПЛАН | Условная | ФАКТ | ОБЩЕЕ | ЗА СЧЁТ ЦЕНЫ | СЕБЕСТОИМОСТЬ | |
А | 15,55 | -9,45 | +5 | - 14,45 |
Цпл. – Спл. 500 - 400
Рентабельность пл.= ----------------- х 100 % = ------------- х 100 = 25 %.
Спл. 400
Цф. – Спл. 520 - 400
Русл. = ---------------- х 100 % = ------------- х 100 = 30 %
Спл. 400
Цф. – Сф. 520 - 450
Рф. = --------------- х 100 % = -------------- х 100 = 15,55 %.
Сф. 450
АНАЛИЗ: план по изделию А недовыполнен в целом на 9,45 % = (15,55 – 25) за счёт повышения цен он возрос на 5 % = (30 – 25), из-за повышения себестоимости продукции уровень рентабельности снизился на 14,45 % = (15,55 – 30).
Резервы увеличения прибыли и рентабельности: 1)рост объёма реализации продукции; 2)снижение её себестоимости; 3)повышенное качество товарной продукции; 4)реализация продукции на более выгодных рынках сбыта.
5. После уплаты налогов прибыль распределяется следующим образом: 1)часть используется на развитие производства (фонд накопления); 2)вторая часть на материальное поощрение работников (фонд потребления); 3)на предприятии может создаваться резервный фонд.
Для повышения эффективности производства важно, чтобы при распределении прибыли была достигнута оптимальность в удовлетворении интересов предприятия, государства и работников.
Государство заинтересовано получить больше прибыли в бюджет. Руководство предприятия – направить большую сумму прибыли на расширение производства. Работники заинтересованы в повышении оплаты труда. Если государство облагает предприятие очень высокими налогами – это не стимулирует развитие производства, в связи, с чем сокращается объём производства и как результат поступления средств в бюджет. Тоже может произойти, если всю сумму прибыли использовать на материальное стимулирование работников. В этом случае в перспективе уменьшается производство продукции, т.к. не будут обновляться основные производственные фонды (ОПФ), сократится оборотный капитал, что в конечном итоге приведёт к снижению жизненного уровня работников, сокращению рабочих мест. Если же снижать долю прибыли на материальное стимулирование труда, то это приведёт к снижению материальной заинтересованности работников и снижению эффективности производства. В процессе анализа необходимо изучить динамику доли прибыли, которая идёт на самофинансирование предприятия и материальное стимулирование работников, а также надо изучить следующие показатели: как сумма финансирования и сумма капитальных вложений на одного работника, сумма зарплаты и выплат на одного работника. Основными факторами определения размера отчислений в фонды накопления и потребления могут быть изменение суммы чистой прибыли и коэффициента отчисления в фонды. Важной задачей анализа является изучение использования средств фондов накопления и потребления. Средства этих факторов имеют целевое назначение и расходуются согласно утверждённым сметам. Фонд накопления используется для финансовых затрат на расширенное производство, его техническое перевооружение, внедрение технологий. Фонд потребления используется на коллективные нужды (расходы на содержание объектов культуры, здравоохранения) и индивидуальные нужды (вознаграждение по итогам работы за год, материальная помощь). В процессе анализа устанавливается соответствие фактических расходов и расходов, предусмотренных сметой, выясняется отклонение от сметы по каждой статье, изучается эффективность мероприятий проводимых за счёт средств этих фондов.