АРАБЫ
В середине VII столетия Арабский халифат занимал весь Аравийский полуостров, Египет и территорию, расположенную к северу от Персидского залива приблизительно до Каспийского моря (рис. 1.17).
Рис. 1.17. Карта территорий, занятых арабами в VII-VI вв. до н.э.
В конце VII - начале VIII столетий арабы завладели Северной Африкой и Пиреней
ским полуостровом, а на востоке дошли до Китайского Туркестана.
Одновременно с экспансией на суше арабы постепенно овладели искусством море-
плавания. С «кораблей пустыни» - верблюдов они пересели на морские корабли.
Для внутренних перевозок по рекам у арабов имелось несколько разновидностей парусно-гребных судов, гак называемых duchahye.
Для морской торговли служили различные видоизменения морских парусников дхау. Шебеки, напоминавшие средиземноморские галеры (рис. 17) имели преимущест-
венно военное назначение.
Рис. 1.18. Военное судно арабов с кормовым рулевым веслом
В VIII-IX столетиях арабские завоевания охватывали значительную часть Среди-
|
|
земного моря, Красное море, Персидский залив и западную часть Индийского океана. До конца средних веков арабы были почти единственными посредниками в торговле между Востоком и Западом.
Товарооборот шел по морским трассам через важные порты Джидду и Мокку на Красном море, Аден в Аденском заливе, Басру и Хормуз в Персидском заливе и Маскат - па Аравийском море.
Китайская цивилизация возникла за три тысячелетия до н.э. в благоприятных при-
родных условиях Восточного Китая, в бассейнах здешних великих рек.
Рис. 1.19. Карта Древнего Китая (V-III вв. до н.э.)
Древние китайские моряки были умелыми и мужественными мореходами. Они на своих утлых джонках пересекали огромные водные пространства Тихого океана и достига
ли берегов тогда ещё не открытой европейцами Америки. Такие пепреходы длились по
5-6 месяцев.
На карте (рис. 1.20) показаны судоходные пути китайских моряков – от берегов Китая до побережья нынешней Мексики.
Рис. 1.20. Карта морских походов древних китайцев
Для своих морских походов древние китайцы использовали джонки с камышёвыми парусами (рис. 1.21).
Рис. 1.21. Китайская джонка с камышёвыми парусами
Примерно в V тысячелетии до н.э. китайцы избрели магнитный компас, опередив на несколько тысячелетий европейских моряков.
Рис. 1.2. Китайцы изобрели первый магнитный компас
В те времена компас представлял брусок намагниченного железа, на котором крас-
ной и голубой краской были обозначены магнитные полюсы – соответственно северный и южный (на рис. 1.22 компас показан подвешенным на нити в левой руке, в правой – кар-
|
|
та на рисовой бумаге).
В Европу это изобретение попало через арабских купцов, которые переняли его у китайцев.
Заморская торговля Дальнего Востока шла через известные порты на юго-востоке Китая - Гуанчжоу и Ханчжо, Малаккский полуостров (ныне не нём Сингапур), па Суматру, Яву, Филиппины и Японские острова.
Восточноазиатские джонки были не только торговыми судами. Их использовали также для военных целей, а местные морские сражения нисколько не уступали средиземноморским.
Так, например, в XIII в. н.э. армада из 1000 китайских кораблей, имея 100 000 вои-
нов на боргу, отплыла для покорения Японии (правда, в пути она была уничтожена тайфуном).
Особенное развитие мореплавание получило в XIV-XVIII вв. н.э. после свержения монгольского владычества. В те годы были препрнияты семь больших экспедиций под командованием адмирала Ченг-Че, совершенных в Индонезию, Индию, Аравию и Афри-
ку. В одной из них участвовало 62 больших корабля, имевших, помимо значительного груза, 28 000 человек на борту.