ГЛАВА V. ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ И АНТАРКТИКИ
Суровые условия северных морей долго сдерживали развитие морского судоходст-
ва в этих районах.
Однако чисто экономические интересы торгующих между собой стран подтолкну-
ли мореплавателей к освоению северных районов (Арктики). Например, Россия могла предложить странам Европы лес, тюлений жир, шкуры животных и многое другое.
Русские мореходы уже в XII-XIII веках на утлых кочах достигали нынешних о. Шпицбергена, Новой Земли, занимались прибыльной охотой на медведей и тюленей, вели торговлю с коренными жителями побережья Северного Ледовитого океана.
Интенсивное развитие судоходства на Севере началось в XV веке. В освоении районов Севера принимали участие как иностранные, так и русские мореплаватели-иссле
дователи.
При этом наиболее весомый вклад внесли В. Баренц, В. Беринг, С. Дежнёв, Ф. Нан
сен, Р. Амундсен (рис. 1.80).
Рис. 1.80. Выдающиеся первооткрыватели северных земель:
Виллем Баренц Витус Ионассен Беринг Семен Иванович Дежнёв
|
|
Виллем Баренц (1550-1597 гг.) – голландский мореплаватель.
Рис. 1.81. Карта морских походов В. Баренца.
Во время похода 1594 г. была открыта Новая Земля (марщрут обозначен красным цветом), в походе 1596 г. – о. Шпицберген (синий цвет)
В 1594-1597 гг. руководил тремя экспедициями по Северному ледовитому океану в поисках Северо-восточного прохода из Атлантического океана в Тихий (Северо-Запад-
ный проход – на Севере Канады).
Экспедиция 1596-1597 гг. открыла острова Медвежий и Шпицберген (повторно). Похоронен на Новой Земле.
Витус Ионассен (Иван Иванович) Беринг - мореплаватель, капитан-командор русского флота (с 1730 г.). По национальности датчанин (1681-1741)
В 1725-30 и 1733-41 гг. руководил 1-й и 2-й Камчатскими экспедициями. Прошел между Чукотским полуостровом и Аляской (Берингов продив), достиг Северной Амери-
ки и открыл ряд островов Алеутской гряды, а также Командорские острова (названы в его честь).
Именем Беринга названы море, пролив между Азией и Америкой и остров на Севе-
ре Тихого океана.
Рис. 1.82. Карта морских походов В. Беринга (слева – Чукотский полуостров, справа – Аляска, между ними – Берингов пролив)
Рис. 1.83. Наши дни. Дания, п. Брюгге. Курсанты-практиканты возложили венок к мемориалу Витуса Беринга.
С. Дежнёв – русский землепроходец (1605-1673 гг.)
В 1648 г. совместно с Поповым (Фёдором Алексеевым) проплыл от устья Колымы в Тихий океан, обогнул Чукотский полуостров, пройдя проливом Беринга (первым из русских мореплавателей).
Из-за кораблекрушения его продвижение остановилось южнее устья р. Анадырь.
В его честь назван мыс на крайней восточной точке побережья Чукотского полу-
|
|
острова (в наши дни на нём находится поселок Уэлен).
Значительный вклад в освоение Арктики внесли Ф. Нансен и Р. Амундсен (рис.
1.84).
Рис. 1.84. Полярные исследователи:
Фритьоф Нансен Шхуна «Фрам» Ф. Нансена Руаль Амундсен
(1861-1930 гг.) (экспедиция 1893-1896 гг.) (1872-1928 гг.)
Ф. Нансен – норвежский исследователь Арктики.
В 1898 г. первым пересек Гренландию на лыжах. В 1893-1896 гг. руководил поляр-
ной экспедицией на шхуне «Фрам».
В 1920-1921 гг. верховный комиссар Лиги Наций (с 1946 г. – ООН) по делам воен
но-пленных. Один из организаторов помощи голодающим Поволжья.
Лауреат Нобелевской премии Мира (1922 г.).
Р. Амунсен – норвежский полярный путешественник и исследователь. Первым прошел Северо-Западным проходом (север Канады) на судне «Йоа» от Гренландии к Аляске (1903-1906 гг.).
Руководил экспедицией в Антарктику на судне «Фрам» (1910-1912 гг.).
Первым достиг Южного полюса (14 декабря 1911 г.).
В 1918-1920 гг. прошел вдоль северных берегов Евразии на судне «Мод» (Север-
ным морским путём).
В 1926 г. руководид первым перелётом через Северный полюс на дирижабле «Нор-
вегия».
Рис. 1.85. Наши дни. Осло (столица Норвегии). Музей легендарного «Фрама».
Амундсен погиб в Баренцевом море во время поисков итальянской полярной экспедиции Умберто Нобиле, потерпевшей крушение в Арктике на дирижабле «Италия»
в 1932 г. Экспедиция Нобиле была спасена советским ледоколом «Красин».
В его честь названы море Амундсена у берегов Антарктиды в Тихом океане, залив Амундсена в Северном Ледовитом океане между берегами материковой Антарктиды и островами Банкс и Виктория, американская внутриполярная станция Амундсен-Скотт
в районе Южного географического полюса на высоте 2800 м над уровнем моря и др.
Интенсивное освоение Арктики продолжается и в наши дни. Разведанные на аркти
ческих шельфах запасы нефти и газа позволяют обеспечить энергоносителями на десятки лет вперёд страны, прилегаюшие к Северному Ледовитому океану – Норвегия, Канада, Россия, Гренландия, Исландия, США.
Уже в 1939 г. была высажена на плавающую льдину в Северном Ледовитом океане 1-я арктическая экспедиция во главе с И.Д. Папаниным. В 2010 г. планируется создание 38-й такой экспедиции.
В СССР был создан мощный ледокольный флот во главе с первым в мире атомным ледоколом «Ленин» (1954 г.). В настоящее время флагманом ледокольного флота являет-
ся атомоход «Россия». Для обеспечения работы месторождений планируется создание в
2010-2013 гг. на судоверфях 8 плавучих электростанций, каждая из которых может обеспе
чить электроэнергией небольшой город с населением 40-50 тыс. человек.
В октябре 2010 г. между Россией и Норвегией заключено соглашение об установле
нии разделительной линии на Арктическом шельфе между этими странами.
В освоении Арктики принимали участие и другие мужественные моряки.
Обратимся к карте на рис. 1.86.
Рис. 1.86. Карта освоения Арктики
Карта разбита на 8 секторов. Нулевой (Северный) меридиан направлен не верти-
кально вверх, как принято на всех остальных картах, а горизонтально вправо.
На карте обозначены:
North Pole – Северный полюс (крестиком в центре карты); Arctic Ocean – Север-
ный Ледовитый океан; Arctic circle – Северный Полярный круг (67º30' Северной широты); Franz Josef Land – о. Земля Франца-Иосифа; Spitsbergen – о. Шпицберген; Greenland - Гренландия; Iceland – Исландия; North Atlantic Sea – Северная часть Атлантического океа-
на; Baffin Bay – залив Баффина, Baffin Island – о. Баффина; Davis Strait – пролив Дэвиса; Hudson Bay – Гудзонов пролив; Canada – Канада; Yukon – Юкон, плоскогорье на Аляске и Канаде (золото, каменный уголь); North Pacific Sea – Северная часть Тихого океана; Bering Strait – Берингов пролив (на карте не показан – Чукотка и Аляска не разделены проливом, в школе художник имел двойку по географии); Nome – Ном, небольшой горо-
док на Аляске (на карте ошибочно показан расположенным в море), Bering Sea – Беринго
|
|
во море; Siberia – Сибирь, Novaya Zemlya – о. Новая Земля; Barents Sea – Баренцово море; Cape Sheridan – мыс Шеридана; Cape Columbia – мыс Коламбиа (Колумбия); Ellesmere Island – о. Эллесмера.
В истории освоения Арктики можно выделить следующие события.
В 1819 г. лейтенант Уильям Эдуард Парри (Великобритания) на 375- тонном барке «Hecla» (Хекла) пробился до половины Северо-Ззападного прохода и зазимовал на о.
Мелвилл в 1819-1820 г. г.
В 1845 г. Джон Франклин на двухмачтовой шхуне «Erebus» (Эребус) попытался пройти Северо-Западным проходом. Его команда погибла после того, как они всё же обна
ружили связь с западным проливом. В 1859 г. поисковая группа нашла скелеты членов экипажа «Эребуса», однако поисковый барк и судно сопровождения «Террор» пропали.
В 1875 г. англичанин Джордж С. Нэрс на паровом барке «Alert» (Алерт) прошел выше всех на Север вдоль побережья о-ва Эллесмер до точки с широтой 82°27'.
В 1878-1879 г г. швед Адольф Норденшельд первым в мире на парусно-моторной шхуне «Vega» (Вега) прошел с запада на восток Северо-восточным проходом (Северным морским путем).
В 1879-1881 гг. лейтенант-командор Де Лонг (США) на паровой яхте «Jeanetta»
(Жанетта)попытался достичь Северного полюса, выйдя из Берингова пролива в 1879-1881 г. г. Яхта была затёрта льдами и затонула. Де Лонг и большая часть экипажа погиб-
ли.
В 1881 г. лейтенант Адольфус Уильям Грили (США) на паровой баркентине
«Proteus» (Протеус) с трудом прошёл к о. Эллесмер с американской метеорологической группой на борту. с которой остался на острове для проведения наблюдений.
Два года спустя «Протеус» вновь добрался до острова и оставил снабжение для группы, после чего пропал. Только Грили и шесть человек остались живы, когда спасатель
ное судно прорвалось к ним в 1884 году.
В 1893 г., воодушевленный дрейфом "Жаннетт", Фритьоф Нансен (Норвегия) на
своей с закругленными обводами шхуне «Fram» (Фрам), вошел с западной стороны во льды Северной Сибири. в поисках прохода в Америку через полюс.
Шхуна была затёрта льдами на широте 85°57', севернее, чем любое другое судно. Три года спустя, в 1896 г. дрейфующие льды вынесли «Фрам» к о. Шпицбергена, где шху
|
|
на вышла на чистую воду. В наши дни "Фрам" стоит на приколе в Осло.
Вспомогательная щхуна «Bowdoin» (Боудейн) в течение трех десятков лет прини
мала участие в исследовании Арктики под руководством контр-адмирала Дональда Б. МакМиллана (США). В наши дни сохранена в морском порту Мистик, штат Коннекти-