Ремонт электрооборудования

Техническое обслуживание электрооборудования

Техническое использование электрооборудования

Основные сведения

Глава 3. Техническая эксплуатация СЭО

Под технической эксплуатацией электрооборудования судов (ЭОС) понимают действия электротехнического персонала (работу) по поддержанию ЭОС в рабочем со-

стоянии.

На судах за правильную организацию технической эксплуатации общую ответст-

венность несет старший механик, а непосредственную – электромеханик или лицо, его заменяющее.

На судах, где электротехнический персо­нал штатным расписанием не преду-

смотрен, эксплуатация электрооборудования возлагается, по назначению старшего меха­ника*, на члена машинной команды, имеющего сертификат (удостоверение) элек

трика (electrician). Обычно в таких случаях обязанности электромеханика исполняет один из механиков.

Техническая эксплуатация ЭОС включает в себя три составные части:

1. техническое использование;

2. техническое об­служивание;

3. ремонт.

____________________

* на судах под флагом Украины.

Под техническим использованием(ТИ) понимают примене­ние ЭО по прямому назна­чению.

ТИ включает в себя:

1. подготовку ЭО к пуску;

2. пуск (включение) и остановку (выключение) ЭО;

3. наблюдение за работающим ЭО,

4. оцен­кой и регистрацией отклонений;

5. контролем и учетом технического состояния.

При подготовке к пуску выполняют наружный осмотр ЭО, проверяют уровень ма-

сла в подшипниках скольжения, вручную проворачивают на 1 – 2 оборота ротор (якорь) двигателя, измеряют сопротивления изоляции ЭО и т.п.

Одновременно с подготовкой электрической части должны быть подготовлены к

действию:

1. у генераторов - первичный двигатель (дизель или турбина);

2. у электродвигателей - приводимый механизм (насос, лебедка, брашпиль и т.п.)

При пуске электродвигателей контролируют пусковые, а затем - рабочие токи (ес-

ли это возможно), продолжительность разгона электропривода (1…5 с), наличие шумов и вибрации, а также искрения под щетками у двигателей с фазным ротором.

В процессе наблюдения за работающим оборудованием проверяют нагрузку ЭД по амперметрам; работу щеточных аппаратов; температуру нагрева корпусов, подшипников и электромагнитных тормозов (у ГПМ и ЯШУ); отсутствие посторонних шумов и недо-

пустимой вибрации.

При отклонении параметров ЭО от допустимых (увеличение тока у двигателей, уменьшение напряжения у генераторов и т.п.) следует найти и устранить причину отклоне

ния. Сам случай отклонения, его причины и способ устранения обязательно вносятся в базу данных компьютера или в формуляр (паспорт) ЭО.

Контроль технического состояния ЭО заключается в систематическом наблюде-

нии за его работой, периодическом (не реже 1 раза в месяц) измерении сопротивления изоляции, анализом (по базе данных в компьютере или формуляру) характера изменения параметров ЭО за определенный промежуток времени (например, воздушного зазора у синхронных генераторов, сопротивления изоляции электрической машины на протяжении года, и т.п.).

Учет технического состояния ЭО заключается в систематическом внесении в базу данных компьютера (или в формуляр) всей информации, касающейся не только техниче-

ского использования, но технического обслуживания и ремонта ЭО (см. ниже).

Под техническим обслуживанием понимают действия электротехнического персо-

нала (работу) по обеспечению исправного технического состояние ЭОС.

Если техническое использование ЭОС сводилось, в основном, к его пуску, оста

новке и наблюдению за ним, то при т техническом обслуживании выполняются более сложные и трудоемкие виды работ.

Например, для электрических машин предусмотрены 3 вида технического обслуживания (ТО):

1. ТО1 - без раз­борки электрооборудования;

2. ТО2 - с частичной раз­боркой;

3. ТО3 - с полной разборкой.

При ТО1 вскрывают смотровые и вентиляционные отверстия, после чего осмотри-

вают щеточный аппарат, обмотки статора и ротора (якоря); затягивают контактные и кре-

пежные соединения; продувают машину сухим сжатым воздухом давлением не более 0,2 МПа (2 at, или 2 кгс/см2 , или 2 бара).

При ТО2, дополнительно к работам по к ТО1, вскрывают коробку выводов и на-

ружные крышки подшипниковых щитов; очищают внутренние части машины от грязи ве-

тошью, смоченной в рекомендо­ванном моющем средстве; добавляют смазку в подшипни-

ки*, просушивают обмотки* и покрывают изношенные места изоляции эмалью; заменяют и притирают щетки*; изменяют (1 раз в 6 месяцев) полярность колец синхронного генера

ра; вскрывают, очищают и регулируют* тормоз**.

По окончании работ по ТО2, машину собирают.

При ТО3, дополнительно к работам по ТО1 и ТО2, электрическую машину полно-

стью разбирают, после чего: протачивают (на токарном станке) прошлифовывают кольца (коллекторы); проверяют динамометром величину нажатия на щетки и состояние щетко-

держателей; промывают подшипники и заменить в них смазку; очищают статор и ротор (якорь) от грязи и ржавчины; окрашивают внутренние и наружные поверхности; измеряют сопротивление изоляции обмоток по отношению к корпусу и между собой.

По окончании работ по ТО2, машину собирают, после чего испытывают (проверя-

ют) вначале вхолостую, а затем под нагрузкой.

______________________

* при необходимости;

** на судах электромагнитные тормоза используют в электроприводах, работа кото

рых связана с преодолением действия силы тяжести, а именно: в ГПМ и ЯШУ.

Под ремонтом понимают действия электротехнического персонала по восстановле

нию рабочих характеристик ЭО, утраченных вследствие его эксплуатации.

Для судовых технических средств (в том числе и для электрооборудования) «Положе­ние о технической эксплуатации флота» предусматривает 2 вида ремонта:

1. текущий;

2. капитальный.

Текущий ремонт заключается в выполнении работ по восстановлению и за-

мене преиму­щественно быстроизнашивающихся деталей и узлов.

Капитальный ремонт заключается в выполнении работ по восстановлению и замене частей и узлов, связанные с большими объемами сопутствую­щих работ.

Текущий ремонт выполняется без вывода судна из эксплуатации силами эки

пажа судна и береговыми специалистами*. Продолжительность текущего ремонта – несколько недель**.

Капитальный ремонт выполняется с выводом судна из эксплуатации береговыми специалистами и экипажем судна. Продолжительность капитального ремонта – не-

сколько месяцев**.

________________________________

* при необходимости;

** по нормам затрат времени, до недавнего времени принятым в Украине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: