Понятие банкротства. При изучении сущности банкротства необходимо четко дифференцировать следующие родственные категории:
• неплатежеспособность предприятия - это его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из их трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей: налогов, пошлин, финансовых санкций и т. п.;
• экономическая несостоятельность - это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника;
• банкротство - это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда о банкротстве с ликвидацией должника.
Виды банкротства:
-Реальное банкротство - полная неспособность предприятия выполнять свои обязательства и восстановить в ближайшем будущем свою платежеспособность.
- Фиктивное банкротство - заведомо ложное объявление предприятием о своей финансовой несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них всевозможных отсрочек, скидок в выполнении своих обязательств.
- Преднамеренное банкротство - умышленно созданное руководителем или собственником предприятия состояние неплатежеспособности с целью нанесения предприятию экономического ущерба, преследуя личные интересы или интересы отдельных групп.
- Техническое банкротство - это состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом ее размер превышает объемы кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит его финансовые обязательства. При эффективной санации техническое банкротство не приводит к банкротству юридическому.
Финансовые последствия банкротства заключаются в следующем:
1) предприятие-банкрот подлежит ликвидации и прекращает свое существование и деятельность;
2) финансовая несостоятельность одного предприятия генерирует финансовые риски для других, наносит им ощутимый экономический ущерб, что в итоге снижает общий потенциал экономического развития страны и содержит в себе негативные последствия для экономики всего государства;
3) предприятие-банкрот не может своевременно уплатить налоги и сборы, что осложняет формирование доходной части бюджета, бюджетных и внебюджетных фондов, а это, в свою очередь, замедляет социально-экономическое развитие государства;
4)вынужденно сокращая объемы своей хозяйственной деятельности, финансово несостоятельное предприятие сокращает численность рабочих мест, что порождает социальную напряженность в стране.
Таким образом, банкротство как экономическое явление - это результат неэффективной финансовой деятельности, оно несет в себе огромный разрушающий потенциал для финансов конкретного предприятия и государства в целом. Необходимость противодействия этой угрозе требует становления в любом государстве института банкротства.
Институт банкротства обеспечивает перераспределение общественного капитала с целью более эффективного использования доходов общества. Институт банкротства выступает действенным инструментом управления национальной экономикой.
Необходимость института банкротства. Банкротство затрагивает имущественные интересы практически всех субъектов хозяйствования - должников, кредиторов, государства и является действенным инструментом влияния на их интересы. Сам факт банкротства или его реальная угроза побуждают субъектов хозяйствования к активным мерам по поддержанию своего финансового состояния на должном уровне. В противном случае предприятие-банкрот будет ликвидировано и выведено из реестра хозяйствующих субъектов.
Содержание национальной системы банкротства представлено следующими обязательными элементами (схема 16.3):
• законодательная база банкротства;
• судебная система, специализирующаяся на ведении дел по банкротству;
• институт специалистов по реализации процедур банкротства;
• органы государственного управления по делам о банкротстве;
• система критериев (признаков) кризисного состояния предприятия.
В Республике Беларусь законодательная база банкротства представлена Законом Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 и Указом Президента Республики Беларусь « Онекоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от 12.11.2003 № 508. Названные документы четко обозначили все термины и процедуры банкротства в Беларуси, отразив национальные особенности этого процесса. Специализированная судебная система в сфере банкротства представлена в Республике Беларусь системой хозяйственных судов во главе Высшим Хозяйственным Судом, которые действуют в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Институт специалистов, обеспечивающих реализацию процедур банкротства, включает антикризисных и временных управляющих, их помощников, советников, консультантов. В Беларуси создана эффективная система подготовки и аттестации данных специалистов. Процесс этот находится под строгим контролем государства. Представление кандидатур временных антикризисных управляющих с недостаточной квалификацией, не способных выполнить возлагаемые на них функции, наносящих вред интересам должника, кредиторов, государства, влечет наложение штрафа.
Органом государственного управления по делам о банкротстве, наделенным регулирующими и надзорными функциями, является Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь. Функции Департамента по санации и банкротству представлены на схеме 16.4.
Национальная система банкротства | ||
Законодательная база | ||
Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000 года | ||
Указ президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от 12 ноября 2003 года № 508 | ||
Судебная система, специализирующаяся на ведении дел по банкротству | ||
Система хозяйственных судов | ||
Институт специалистов по реализации процедур банкротства | ||
Антикризисные управляющие | ||
Временные управляющие | ||
Органы государственного управления по делам о банкротстве | ||
Департамент о санации и банкротству Министерства экономики |
Схема 16.3 Содержание системы банкротства Республики Беларусь
Функции и задачи Департамента по санации и банкротству | Реализует систему подготовки управляющих: - проводит аттестацию физических лиц – кандидатов в управляющие - устанавливает профессионально-квалифицированные требования к управляющим - проводит в пределах своей компетенции аккредитацию юридических и физических лиц на осуществление экспертной деятельности по вопросам банкротства и улучшения финансового состояния должников | |
Реализует государственную политику по предупреждению банкротства: - разрабатывает методы ранней диагностики банкротства - разрабатывает перечень мер по недопущению кризисных состояний экономики - распространяет информацию о фактах банкротства | ||
Обеспечивает условия для реализации процедур банкротства: - издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по процедурам банкротства - обеспечивает осуществление процедуры банкротства отсутствующего должника - организует по запросу общего и хозяйственного суда, прокуратуры или иного уполномоченного органа подготовку заключения о наличии признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и т.п. |
Схема 16.4. Перечень функций и задач Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь