Экономическая сущность банкротства, его виды, причины, последствия. Национальная система банкротства

Понятие банкротства. При изучении сущности банкротства необходимо четко дифференцировать следующие родственные категории:

неплатежеспособность предприятия - это его неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, а также по обязательствам, вытекающим из их трудовых и связанных с ними отношений, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей: налогов, пошлин, финансовых санкций и т. п.;

экономическая несостоятельность - это неплатежеспособность, имеющая или приобретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйственного суда об экономической несостоятельности с санацией должника;

банкротство - это неплатежеспособность, имеющая или приоб­ретающая устойчивый характер, признанная решением хозяйствен­ного суда о банкротстве с ликвидацией должника.

Виды банкротства:

-Реальное банкротство - полная неспособность предприятия выпол­нять свои обязательства и восстановить в ближайшем будущем свою платежеспособность.

- Фиктивное банкротство - заведомо ложное объявление предприятием о своей финансовой несостоятельности с целью введения в заблуждение кредиторов для получения от них всевозможных отсрочек, скидок в выполнении своих обязательств.

- Преднамеренное банкротство - умышленно созданное руководителем или собственником предприятия состояние неплатежеспособности с целью нанесения предприятию экономического ущерба, преследуя личные интересы или интересы отдельных групп.

- Техническое банкротство - это состояние неплатежеспособности предприятия, вызванное существенной просрочкой его дебиторской задолженности. При этом ее размер превышает объемы кредиторской задолженности предприятия, а сумма его активов значительно превосходит его финансовые обязательства. При эффективной санации техническое банкротство не приводит к банкротству юридическому.

Финансовые последствия банкротства заключаются в следующем:

1) предприятие-банкрот подлежит ликвидации и прекращает свое существование и деятельность;

2) финансовая несостоятельность одного предприятия генерирует финансовые риски для других, наносит им ощутимый экономический ущерб, что в итоге снижает общий потенциал экономического развития страны и содержит в себе негативные последствия для экономики всего государства;

3) предприятие-банкрот не может своевременно уплатить налоги и сборы, что осложняет формирование доходной части бюджета, бюджетных и внебюджетных фондов, а это, в свою очередь, замедляет социально-экономическое развитие государства;

4)вынужденно сокращая объемы своей хозяйственной деятельности, финансово несостоятельное предприятие сокращает численность рабочих мест, что порождает социальную напряженность в стране.

Таким образом, банкротство как экономическое явление - это результат неэффективной финансовой деятельности, оно несет в себе огромный разрушающий потенциал для финансов конкретного предприятия и государства в целом. Необходимость противодействия этой угрозе требует становления в любом государстве института банкротства.

Институт банкротства обеспечивает перераспределение общественного капитала с целью более эффективного использования доходов общества. Институт банкротства выступает действенным инструментом управления национальной экономикой.

Необходимость института банкротства. Банкротство затрагивает имущественные интересы практически всех субъектов хозяйствования - должников, кредиторов, государства и является действенным инструментом влияния на их интересы. Сам факт банкротства или его реальная угроза побуждают субъектов хозяйствования к активным мерам по поддержанию своего финансового состояния на должном уровне. В противном случае предприятие-банкрот будет ликвидировано и выведено из реестра хозяйствующих субъектов.

Содержание национальной системы банкротства представлено следующими обязательными элементами (схема 16.3):

• законодательная база банкротства;

• судебная система, специализирующаяся на ведении дел по банкротству;

• институт специалистов по реализации процедур банкротства;

• органы государственного управления по делам о банкротстве;

• система критериев (признаков) кризисного состояния предприятия.

В Республике Беларусь законодательная база банкротства представлена Законом Республики Беларусь «Об экономической несо­стоятельности (банкротстве)» от 18.07.2000 и Указом Президента Республики Беларусь « Онекоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от 12.11.2003 № 508. Названные документы четко обозначили все термины и процедуры банкротства в Беларуси, отразив национальные особенности этого процесса. Специализированная судебная система в сфере банкротства представлена в Республике Беларусь системой хозяйственных судов во главе Высшим Хозяйственным Судом, которые действуют в соответствии с Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь.

Институт специалистов, обеспечивающих реализацию процедур банкротства, включает антикризисных и временных управляющих, их помощников, советников, консультантов. В Беларуси создана эффективная система подготовки и аттестации данных специалистов. Процесс этот находится под строгим контролем государства. Представление кандидатур временных антикризисных управляющих с недостаточной квалификацией, не способных выполнить возлагаемые на них функции, наносящих вред интересам должника, кредиторов, государства, влечет наложение штрафа.

Органом государственного управления по делам о банкротстве, наделенным регулирующими и надзорными функциями, является Департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь. Функции Департамента по санации и банкротству представлены на схеме 16.4.

Национальная система банкротства
  Законодательная база
    Закон Республики Беларусь «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» от 18 июля 2000 года
    Указ президента Республики Беларусь «О некоторых вопросах экономической несостоятельности (банкротства)» от 12 ноября 2003 года № 508
  Судебная система, специализирующаяся на ведении дел по банкротству
    Система хозяйственных судов
  Институт специалистов по реализации процедур банкротства
    Антикризисные управляющие
    Временные управляющие
  Органы государственного управления по делам о банкротстве
    Департамент о санации и банкротству Министерства экономики

Схема 16.3 Содержание системы банкротства Республики Беларусь

Функции и задачи Департамента по санации и банкротству   Реализует систему подготовки управляющих: - проводит аттестацию физических лиц – кандидатов в управляющие - устанавливает профессионально-квалифицированные требования к управляющим - проводит в пределах своей компетенции аккредитацию юридических и физических лиц на осуществление экспертной деятельности по вопросам банкротства и улучшения финансового состояния должников
Реализует государственную политику по предупреждению банкротства: - разрабатывает методы ранней диагностики банкротства - разрабатывает перечень мер по недопущению кризисных состояний экономики - распространяет информацию о фактах банкротства
Обеспечивает условия для реализации процедур банкротства: - издает в пределах своей компетенции нормативные правовые акты по процедурам банкротства - обеспечивает осуществление процедуры банкротства отсутствующего должника - организует по запросу общего и хозяйственного суда, прокуратуры или иного уполномоченного органа подготовку заключения о наличии признаков ложного банкротства, преднамеренного банкротства, сокрытия банкротства, сокрытия банкротства или срыва возмещения убытков кредитору и т.п.

Схема 16.4. Перечень функций и задач Департамента по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: