Для оценки экономической эффективности использования внутрихозяйственного транспорта используются следующие показатели:
· скорость движения;
· коэффициент использования автомашин в работе;
· коэффициент использования рабочего времени;
· коэффициент технической готовности автомобиля;
· коэффициент использования пробега;
· коэффициент использования грузоподъемности;
· себестоимость 1 т-км;
· производительность автомобиля.
Показатели эффективности рассчитываются следующим образом:
- техническая скорость Vт транспортного средства, км/ч:
,
где L – длина пути, пройденного за определенный промежуток времени, км;
Тд – время, непосредственно затрачиваемое на движение, ч.
- эксплуатационная скорость Vэ автомобиля:
где Тн и Тп – время в наряде (смена, сутки) и потери на погрузочно-разгрузочные работы;
- коэффициент использования автомобилей в работе:
,
где АДр - пребывание автомобиле-дней в работе;
АДх - пребывание автомобиле-дней в хозяйстве.
- коэффициент использования рабочего времени
|
|
где Ачд- автомобиле-часы в движении;
Ачн - автомобиле-часы в наряде.
- коэффициент технической готовности автомобиля:
,
где Тр – время работы автомобиля за расчетный период, ч;
Тпр – время простоев по техническим причинам, ч
- коэффициент использования пробега:
где Lгр -пробег с грузом, км;
Lобщ - общий пробег, км.
- коэффициент использования грузоподъемности:
,
где Гф - грузоподъемность автомобиля фактическая, т;
Гн - грузоподъемность техническая (номинальная), т.
- себестоимость 1 т-км:
- сумма производственных затрат по автопарку, руб.
- производительность автомобиля соответственно в т и т-км:
,
Основным показателем эффективности использования автотранспорта является себестоимость единицы транспортной работы.
Производственные затраты по автопарку включают следующие элементы:
- оплата труда водителей (ОТ);
- отчисления на социальные нужды (30%);
- материальные затраты: топливо и смазочные материалы; ремонт и техническое обслуживание; замена или восстановление шин;
- амортизационные отчисления;
- прочие издержки.
Подразделения внутрихозяйственного транспорта обычно работают на условиях хозрасчета, аренды или арендного подряда с использованием договорных (расчетных) цен на автоуслуги (за 1 т груза, за 1 км пробега, за 1 т-км, за 1 ч работы).
6.6. Планирование производственных затрат
на транспортировку сельскохозяйственных грузов
Материально-денежные затраты на транспортировку грузов состоят из следующих основных статей:
- материальных затрат;
- оплаты труда водителей;
|
|
Материальные затраты подразделяются на:
1) стоимость горючего и смазочных материалов (топлива) (Zт);
2) амортизационные отчисления по автопарку (Zа);
3) затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание автомобилей (Zтр, ТО);
4) расходы на восстановление или замену автошин (Zш,);
5) общегоражные расходы (Zгр,);
6) прочие затраты (Zпр,);
Затраты автотранспорта на топливо определяют исходя из норм расхода и цены его приобретения. Расход основного топлива автомобиля конкретной марки в зависимости от пробег и выполненной транспортной работы рассчитывают по формуле:
Gосн=(gп*+gт*),
где Gосн - расход основного топлива, л;
gп - норма расхода топлива на 100 км, л;
gт – норма расхода топлива на 100т-км, л;
Lобщ – общий пробег, км;
Pткм – объем транспортной работы, т-км.
Кроме того, линейные нормы расхода топлива увеличиваются при работе в зимнее время до 10%, при перевозке грузов на пониженной передаче - до 20%, в работе в тяжелых дорожных условиях – до 35% (но не более чем на 1 месяц). Следовательно, в совокупности это увеличение может составлять 10-15% годового расхода топлива.
Необходимо также предусмотреть расход топлива на внутрихозяйственные разъезды и технические надобности до 0,5% от общего количества топлива. Вычисленную потребность условного топлива в литрах необходимо перевести в весовое измерение (т), для чего используются показатели плотности топлива.
Для расчета потребности смазочных материалов используются нормативные коэффициенты их расхода по отношению к основному топливу.
Мсм=Gосн*км,
Мсм – необходимое количество смазочных материалов, кг;
км – коэффициент расхода масел по отношению к основному топливу;
Стоимость топлива определяют умножением потребности горючего и смазочных материалов на цены их приобретения.
Zт= Gт*Цт + Мсм* Цсм,
где Цт, Цсм – соответственно цены приобретения топлива и смазочных материалов, руб./кг;
Амортизационные отчисления по подвижному составу автомобилей грузоподъемностью более 2 т рассчитываются по формуле:
,
где Za – общая сумма амортизационных отчислений, руб.;
Бс – балансовая стоимость автомобиля, руб.;
aам - норма амортизации, %;
Lобщ – общий пробег, тыс. км.
Затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание автомобилей, ремонт и замену автошин определяются по формуле:
Zтр,ТО + Zш =Нтр*Lобщ,
где Нтр – норматив затрат на текущий ремонт и техническое обслуживание автомобиля, ремонт и замену автошин данной марки автомобиля.
Расходы на содержание автогаража и прочие затраты (Zгр,+ Zпр) включают в себя оплату труда обслуживающему персоналу, амортизационные отчисления по гаражу и оборудованию, затраты на текущий ремонт гаража и оборудования, расходы на электроэнергию, водоснабжение и отопление гаража, обтирочные материалы, а также на мероприятия по технике безопасности и противопожарные мероприятия, прочие затраты.
Затраты на оплату труда рассчитываются по формулам:
Zотi=Аi*Дрi*Стчi*Кувi*Тр,
Zот=Σ Zотi
где Zотi - зарплата водителей определенной i-й марки автомобиля, руб.;
Стчi – тарифная часовая ставка водителя в зависимости от грузоподъемности автомобиля;
Тр – средняя продолжительность рабочего дня в году, ч;
Кувi – коэффициент увеличения тарифного заработка;
i – число марок машин;
Зарплата водителей также может быть определена следующим образом:
Zот =Рткм*Ссд,
где Рткм – грузооборот, т-км;
Ссд – договорная сдельная расценка, руб./т-км;
Грузооборот определяется следующим образом:
Рткм=Гн*Кгр*nе*Lтр*Ар,
где Гн – грузоподъемность автомобиля по паспортным данным, т;
Кгр – коэффициент использования грузоподъемности;
ne – число ездок автомобиля;
Lгр – расстояние перевозки груза, км;
Ap – количество транспортных средств в работе (в эксплуатации).
|
|
где Топ – время оперативной работы автомобиля;
tрс – время одного рейса, ч;
Продолжительность рейса:
tpс=tдв+ tnp,
где tдв – время автомобиля в движении, ч;
tпр – время простоев, ч.
Плановую себестоимость 1 ткм определяют по формуле:
Сткм=,
где - сумма производственных издержек,(затрат),руб.;
Рткм – грузооборот, т-км.