Показатели экономической эффективности использования внутрихозяйственного транспорта

Для оценки экономической эффективности использования внутрихозяйственного транспорта используются следующие показатели:

· скорость движения;

· коэффициент использования автомашин в работе;

· коэффициент использования рабочего времени;

· коэффициент технической готовности автомобиля;

· коэффициент использования пробега;

· коэффициент использования грузоподъемности;

· себестоимость 1 т-км;

· производительность автомобиля.

Показатели эффективности рассчитываются следующим образом:

- техническая скорость Vт транспортного средства, км/ч:

,

где L – длина пути, пройденного за определенный промежуток времени, км;

Тд – время, непосредственно затрачиваемое на движение, ч.

- эксплуатационная скорость Vэ автомобиля:

где Тн и Тп – время в наряде (смена, сутки) и потери на погрузочно-разгрузочные работы;

- коэффициент использования автомобилей в работе:

,

где АДр - пребывание автомобиле-дней в работе;

АДх - пребывание автомобиле-дней в хозяйстве.

- коэффициент использования рабочего времени

где Ачд- автомобиле-часы в движении;

Ачн - автомобиле-часы в наряде.

- коэффициент технической готовности автомобиля:

,

где Тр – время работы автомобиля за расчетный период, ч;

Тпр – время простоев по техническим причинам, ч

- коэффициент использования пробега:

где Lгр -пробег с грузом, км;

Lобщ - общий пробег, км.

- коэффициент использования грузоподъемности:

,

где Гф - грузоподъемность автомобиля фактическая, т;

Гн - грузоподъемность техническая (номинальная), т.

- себестоимость 1 т-км:

- сумма производственных затрат по автопарку, руб.

- производительность автомобиля соответственно в т и т-км:

,

Основным показателем эффективности использования автотранспорта является себестоимость единицы транспортной работы.

Производственные затраты по автопарку включают следующие элементы:

- оплата труда водителей (ОТ);

- отчисления на социальные нужды (30%);

- материальные затраты: топливо и смазочные материалы; ремонт и техническое обслуживание; замена или восстановление шин;

- амортизационные отчисления;

- прочие издержки.

Подразделения внутрихозяйственного транспорта обычно работают на условиях хозрасчета, аренды или арендного подряда с использованием договорных (расчетных) цен на автоуслуги (за 1 т груза, за 1 км пробега, за 1 т-км, за 1 ч работы).

6.6. Планирование производственных затрат

на транспортировку сельскохозяйственных грузов

Материально-денежные затраты на транспортировку грузов состоят из следующих основных статей:

- материальных затрат;

- оплаты труда водителей;

Материальные затраты подразделяются на:

1) стоимость горючего и смазочных материалов (топлива) (Zт);

2) амортизационные отчисления по автопарку (Zа);

3) затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание автомобилей (Zтр, ТО);

4) расходы на восстановление или замену автошин (Zш,);

5) общегоражные расходы (Zгр,);

6) прочие затраты (Zпр,);

Затраты автотранспорта на топливо определяют исходя из норм расхода и цены его приобретения. Расход основного топлива автомобиля конкретной марки в зависимости от пробег и выполненной транспортной работы рассчитывают по формуле:

Gосн=(gп*+gт*),

где Gосн - расход основного топлива, л;

gп - норма расхода топлива на 100 км, л;

gт – норма расхода топлива на 100т-км, л;

Lобщ общий пробег, км;

Pткм объем транспортной работы, т-км.

Кроме того, линейные нормы расхода топлива увеличиваются при работе в зимнее время до 10%, при перевозке грузов на пониженной передаче - до 20%, в работе в тяжелых дорожных условиях – до 35% (но не более чем на 1 месяц). Следовательно, в совокупности это увеличение может составлять 10-15% годового расхода топлива.

Необходимо также предусмотреть расход топлива на внутрихозяйственные разъезды и технические надобности до 0,5% от общего количества топлива. Вычисленную потребность условного топлива в литрах необходимо перевести в весовое измерение (т), для чего используются показатели плотности топлива.

Для расчета потребности смазочных материалов используются нормативные коэффициенты их расхода по отношению к основному топливу.

Мсм=Gоснм,

Мсм – необходимое количество смазочных материалов, кг;

км – коэффициент расхода масел по отношению к основному топливу;

Стоимость топлива определяют умножением потребности горючего и смазочных материалов на цены их приобретения.

Zт= Gтт + Мсм* Цсм,

где Цт, Цсм соответственно цены приобретения топлива и смазочных материалов, руб./кг;

Амортизационные отчисления по подвижному составу автомобилей грузоподъемностью более 2 т рассчитываются по формуле:

,

где Za – общая сумма амортизационных отчислений, руб.;

Бс – балансовая стоимость автомобиля, руб.;

aам - норма амортизации, %;

Lобщ – общий пробег, тыс. км.

Затраты на текущий ремонт и техническое обслуживание автомобилей, ремонт и замену автошин определяются по формуле:

Zтр,ТО + Zштр*Lобщ,

где Нтр – норматив затрат на текущий ремонт и техническое обслуживание автомобиля, ремонт и замену автошин данной марки автомобиля.

Расходы на содержание автогаража и прочие затраты (Zгр,+ Zпр) включают в себя оплату труда обслуживающему персоналу, амортизационные отчисления по гаражу и оборудованию, затраты на текущий ремонт гаража и оборудования, расходы на электроэнергию, водоснабжение и отопление гаража, обтирочные материалы, а также на мероприятия по технике безопасности и противопожарные мероприятия, прочие затраты.

Затраты на оплату труда рассчитываются по формулам:

Zотiiрiтчiувiр,

Zот=Σ Zотi

где Zотi - зарплата водителей определенной i-й марки автомобиля, руб.;

Стчi – тарифная часовая ставка водителя в зависимости от грузоподъемности автомобиля;

Тр – средняя продолжительность рабочего дня в году, ч;

Кувi – коэффициент увеличения тарифного заработка;

i – число марок машин;

Зарплата водителей также может быть определена следующим образом:

Zотткмсд,

где Рткм – грузооборот, т-км;

Ссд – договорная сдельная расценка, руб./т-км;

Грузооборот определяется следующим образом:

Рткмнгр*nе*Lтрр,

где Гн – грузоподъемность автомобиля по паспортным данным, т;

Кгр – коэффициент использования грузоподъемности;

ne – число ездок автомобиля;

Lгр – расстояние перевозки груза, км;

Ap – количество транспортных средств в работе (в эксплуатации).

где Топ – время оперативной работы автомобиля;

tрс – время одного рейса, ч;

Продолжительность рейса:

tpс=tдв+ tnp,

где tдв – время автомобиля в движении, ч;

tпр – время простоев, ч.

Плановую себестоимость 1 ткм определяют по формуле:

Сткм=,

где - сумма производственных издержек,(затрат),руб.;

Рткм – грузооборот, т-км.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: