Эволюция теории управления с позиций выделения различных школ и подходов. Анализ современных подходов к управлению организацией

Режущий инструмент

Литература

1. Кожевников Д.В., Гречишников В.А. и др. – Режущий инструмент. Учебник для ВУЗов. М.: Машиностроение. 2004. -512с.

2. Металлорежущий инструмент. Сахарев. Г.Н., Арбузов О.Б. и др. М.: Машиностроение, 1989. -328с.

3. Иноземцев Г.Г. Проектирование металлорежущих инструментов. М.: Машиностроение, 1984. -272с.

4. Справочник инструментальщика. Под общ. Ред. Ординарцева И.А. М.: Машиностроение, 1987. -846с.

5. Шкуркин В.В. Режущие инструменты. Учебное пособие. Псков: ПГПИ 2006. -74с.

6. Шкуркин В.В., Козлов Д.П. Режущий инструмент. Учебное пособие по лабораторным работам. Псков: ПГПИ 2002. -24с.

7. Боровский Г.В. и др. Справочник инструментальщика. М.: Машиностроение 2005. -464с.


Шкуркин Виктор Васильевич

Дмитриев Сергей Иванович

Конспект лекций

для студентов механико-машиностроительного факультета

по специальности 151001 «Технология машиностроения»

Редактор В.В.Шкуркин

Компьютерная верстка Д.Б.Завилейский, М.С.Козлов

____________________________________________________________

Подписано в печать: 2008г. Формат

Гарнитура Times New Roman. Усл. п.л. 14,5

Тираж экз. Заказ №

Адрес издательства:

Россия, 180000, Псков, ул. Л.Толстого 4.

Издательство ППИ

Управление организацией – процесс планирования, организации, мотивации, контроля и регулирования действий персонала, постановки стратегических целей и тактических задач предприятия, принятия управленческих решений и обеспечения их выполнения.

К настоящему времени известны четыре основных подхода, которые внесли существенный вклад в развитие теории и практики управления.

1. Подход с позиций выделения различных школ рассматривает управление с четырех разных точек зрения. Это школы: а) научного управления; б) административного управления; в) человеческих отношений и науки о поведении; г) науки управления или количественных методов.

2. Процессный подход рассматривает управление как непрерывную серию взаимосвязанных управленческих функций: планирование, организация, мотивация, контроль и связующие процессы - коммуникации и принятия решения.

3. В системном подходе организация рассматривается как система взаимосвязанных элементов, таких как люди, структура, задачи и технология, которые ориентированы на достижение определенных целей в условиях меняющейся внешней среды.

4. Ситуационный подход концентрируется на том, что пригодность различных методов управления определяется конкретной ситуацией. Поскольку имеется такое обилие факторов и их сочетаний, определяющих ситуацию, как в самой организации, так и окружающей среде, не существует единого для всех «лучшего» способа управления организацией. Самым эффективным методом в конкретной ситуации является метод, который более всего соответствует данной ситуации. Задача - найти и суметь реализовать этот метод.

Дополняя друг друга, эти подходы и формируют современные науку и практику управления. Вместе с тем следует учитывать, что не существует никаких универсально применяемых приемов или принципов, которые бы гарантировали эффективное управление во всех случаях. Однако уже разработанные подходы и методы могут помочь руководителям повысить вероятность эффективного достижения целей организации.

Подходы к управлению различных школ. В первой половине ХХ века получили развитие четыре достаточно четко различимые школы управленческой мысли. Каждая из четырех этих школ так же, как и четырех подходов к управлению, внесла значительный вклад в развитие вопросов управления. НАУЧНОЕ УПРАВЛЕНИЕ (1911г). наиболее тесно связано с работами Ф.У. Тейлора. Создатели школы научного управления первыми стали использовать наблюдения, замеры, логику и анализ для усовершенствования многих операций ручного труда, добиваясь их более эффективного выполнения. Изучая человеческий фактор, школа научного управления предложила систематическое использование стимулирования с целью заинтересовать работников в увеличении производительности и объемов производства. Обосновывалась также целесообразность небольшого отдыха и неизбежных перерывов в работе. Это давало руководству возможность устанавливать реальные нормы производства и обоснованно доплачивать за их перевыполнение. Ключевым моментом здесь было то, что люди, которые производили больше и вознаграждались больше. Авторы работ по научному управлению также признавали важность отбора людей, которые физически и интеллектуально соответствовали выполняемой ими работе. Они также подчеркивали большое значение обучения. Научное управление также считало необходимым отделение управленческих функций от фактического выполнения работ, что противоречило старой системе, при которой рабочие сами планировали свою работу.

АДМИНИСТРАТИВНАЯ, или классическая школа управления рассматривает вопросы совершенствования организации в целом, в отличие от школы научного управления, которая изучала отдельные производственные операции. Основатель А. Файоль. Целью административной (классической) школы было создание универсальных принципов управления. Сформулированные Анри Файолем 14 принципов управления имеют следующее содержание:
1. Разделение труда; 2. Полномочия и ответственность; 3. Дисциплина; 4. Единоначалие; 5. Единство направлений (одна цель); 6. подчиненность интересов 6. Вознаграждение; 7. Централизация; 8. Скалярная цепь (ряд лиц, стоящих на руководящих должностях); 9. Порядок; 10. Справедливость; 11. Стабильность рабочего места для персонала (снижение текучести); 12. Инициатива; 14. Корпоративный дух (персонал и руководство фирмы). Главный вклад административной школы в теорию управления состоит в том, что она рассмотрела управление как универсальный процесс, состоящий из нескольких взаимосвязанных функций, таких как планирование и организация.

ШКОЛА ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ И ПОВЕДЕНЧЕСКИЕ НАУКИ. Это научное направление в теории управления возникло после того, как было обнаружено, что четко разработанные рабочие операции и хорошая заработная плата не всегда вели к повышению производительности труда, как считали представители школы научного управления. Иногда работники реагировали гораздо сильнее на давление со стороны коллег по группе, чем на желания руководства и на материальные стимулы. Мотивами поступков людей, как было установлено, являются не только экономические факторы, но и различные потребности, которые могут быть лишь частично и косвенно удовлетворены с помощью денег.
Основываясь на этих результатах, был сделан вывод о том, что если руководство проявляет большую заботу о своих работниках, то и уровень удовлетворенности должен возрастать. Это в свою очередь приведет к повышению производительности. Эта школа рекомендует использовать приемы управления человеческими отношениями, включающие более эффективные действия непосредственных начальников, консультации с работниками и представление им более широких возможностей общения на работе. ШКОЛА ПОВЕДЕНЧЕСКИХ НАУК сосредоточила свое внимание прежде всего на методах налаживания межличностных отношений. Этот подход стремится в большей степени оказать помощь работнику в осознании своих собственных возможностей. Основной целью школы поведенческих наук было повышение эффективности организации за счет повышения эффективности человеческих ресурсов, полного использования потенциала каждого работника. ШКОЛА НАУКИ УПРАВЛЕНИЯ или количественный подход. Основой этой школы является междисциплинарный подход, когда конкретная проблема решается группой специалистов по математике, статистике, инженерным и общественным наукам. После постановки проблемы и формулировки задачи разрабатывается модель, чаще всего математическая, сложившейся ситуации. Такой подход получил название "исследование операций".
Появление компьютеров позволило конструировать математические модели возрастающей сложности, приближая их к реальной ситуации и получать более точные решения.

Японский опыт управления

После II мировой войны экономика Японии находилась в упадке, объем промышленного производства не превышал 30 % от уровня 1930 года. Инфляция составляла 10-15 % в месяц, экономика была милитаризированной. С 1945 по 1970 год среднегодовые темпы экономического прироста составляли 10 %, затем 5 %, по средней продолжительности жизни Япония занимает первое место в мире (76 лет у мужчин, 82 года - женщин). По уровню среднедушевого дохода Япония перегнала США, главной причиной такого роста явилось эффективное управление. После войны японское правительство и бизнес определили главные стратегические направления:

1. Максимальное использование людей.

2. Главный приоритет - качество продукции.

Особенности управления:

1. Максимальный учет национальных особенностей. Первые заказы промышленности были от американских военных баз. В Японии появилось много американских товаров, чтобы быть конкурентоспособным, необходимо было производить не хуже, этому способствовала терпимая религия (по отношению к другим религиям), культ семьи, коллективизм, уважение к старшим, переходящее в уважение к начальникам, рационализм, уважение к труду и умение трудиться.

2. Система пожизненного найма. Они создали на фирме атмосферу семьи -руководство обязано заботиться о работниках, а работники должны отдать все силы на благо фирмы. Продвижение по служебной лестнице и уровень заработной платы определяется стажем работы. Для снижения однообразия работы и повышением ее привлекательности, а также с целью повышения квалификации ввели ротацию кадров, то есть перемещение работников по горизонтали. Работа на конвейере сочетается с пониманием целей организацией и возможностью реализовать свой потенциал, например, в "кружках качества", решение социальных проблем работников.

3. Комплексная система управления качеством. Это движение за повышение качества началось со среднего уровня управления, затем высшее руководство организовало специальное обучение, был приглашен американский специалист в области качества Деминг. Главная особенность японского подхода - для выпуска качественной продукции не надо делать плохую. Главным становится рабочий, которого необходимо мотивировать на выпуск качественной продукции.

Все рабочие проходят специальное обучение (изучают специальные курсы). Были созданы "кружки качества", в которых обсуждали проблемы повышения качества. За рациональное предложение платят премию. Внедрение рационального производства на заводе фирмы Toyota - 85 %. Проводятся конкурсы на лучшие разработки в областях повышения качества на уровне фирмы и государства, каждый год за лучшее разработку присуждалась премия Деминга, ее обладатели становились национальными героями.

4. Приоритет образования.

Развитие науки управления в России

Развитие промышленности в России в конце XIX века происходило аналогично промышленности США. Известны разработки в крупнейших промышленных центрах, в частности в Луганске, по созданию эффективного управления производственными процессами и прочее (сыроделы в Коприно: Бландов и Чичкин). Проекты всех строек первых пятилеток были разработаны до 1917 года в рамках партии индустриализаторов. После Октябрьской революции большое внимание работам Тейлора уделял Ленин, все работы Тейлора сразу переводились (так как быстрая индустриализация была возможна на основе методов Тейлора и учитывая, что на предприятиях после гражданской войны работали люди с низким уровнем образования).

С начала 20-х годов управление развивалось в русле эффективной организации труда. В 1921 году был открыт Центральный Институт труда, который занимался разработкой эффективных способов технических процессов. Более 170 учебных пунктов обучили более 500 тыс. рабочих 200 специальностей. Он существовал до 1940 года.

Основам управления обучали только в высших партийных школах. Известны интересные работы Богданова - автора науки тектологии, Витке - разработал социально-трудовую концепцию управления, Ухтомский разработал теорию доминанты и принцип заслуженного собеседника, Павлов - известный физиолог, школа экономико-математических методов.

Бурное развитие управления началось к середине 80-х годов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: