Типы темпераментов

  Тип высшей нервной деятельности   Особенности нервных процессов Тип темперамента
Сила Уравновешенность Движимость  
Неудержимый Сильный Не уравновешенный Подвижный Холерик
Живой Сильный Уравновешенный Подвижный Сангвиник
Спокойный Сильный Уравновешенный Инертный Флегматик
Болезненный Слабый Не уравновешенный Тормозной (эмоциональный) Меланхолик

Оценивание людей по свойствам темперамента дает возможность менеджеру глубже познать своих подчиненных, повысить эффективность управленческой деятельности. При этом необходимо опираться на положительные черты темперамента и одолевать отрицательные: на невыдержанность холерика нужно реагировать тактичностью и сдержанностью; инертности флегматика целесообразно противопоставить активность; эмоциональность и пессимизм меланхолика можно нейтрализовать оптимизмом; в интересах дела скорость реакции сангвиника иногда нужно «притормаживать».

За наблюдениями психологов, меланхолики перед написанием проектов документов тратят много времени на переделывание черновиков, их проверку, исправление; сангвиники пишут черновики сокращенно или совсем обходятся без них; холерики нередко по невнимательности делают элементарные ошибки; флегматики могут не заметить течения времени и опоздать с завершением задания. Поэтому менеджер должен учитывать индивидуально-психологические особенности своих подчиненных, т.е. осуществлять индивидуальный подход к ним.

С темпераментом человека тесно связанная ее эмоциональность. Оказывается она в силе, направленности и характере эмоций (лат. еmovео — волную, возбуждаю) — чувствительной реакции человека на внешнее влияние. Эмоции могут быть положительными (стеническими) и отрицательными (астеническими). Менеджер должен выстраивать свои отношения с подчиненными так, чтобы у них всегда преобладали положительные эмоции и минимальными были отрицательные. Человек, который находится в плену отрицательных эмоций, едва ли сможет работать эффективно.

Эмоциями владеет все живое. Однако если у животных они обусловлены физическим влиянием, то у человека могут быть стимулированы физическим способом и словом. Поэтому менеджер должен внимательно добирать слова, жесты, поскольку его коммуникативная небрежность может вызвать у подчиненного отрицательное эмоциональное состояние, снижение эффективности его работы. Нельзя также переносить на подчиненных свои отрицательные эмоции, вызванные неурядицами дома, недоразумениями с высшими менеджерами или другими подчиненными.

Нужно также знать степень эмоциональности подчиненных для того, чтобы быть подготовленным к возможному эмоциональному взрыву при контактах с ними. Следует учитывать то, что женщины имеют повышенную эмоциональность сравнительно с мужчинами, и что каждый человек при однообразном движении своей жизни нуждается в эмоциональной разрядке. Поэтому, беспокоясь о психологической стабильности в коллективе, менеджер должен создавать условия и для эмоциональной разрядки сотрудников. На крупных предприятиях с этой целью созданы специальные комнаты эмоциональной разрядки, где работники могут компенсировать недостаток эмоций, вызванный рутинным ходом производственной жизни. Эмоциональную разрядку может организовать и менеджер: доброе слово, букетик цветов женщине в день рождения, комплимент, удачная шутка создают у людей положительное расположение духа на весь рабочий день.

Управление людьми невозможно без знания формы отношений личности с группой. Во взаимодействии с другими человек может быть конформистом или нонконформистом. Конформизм (лат. conformis — подобный, соответствующий) — принятие готовых стандартов в поведении, признание существующих порядков, норм, правил.

Как правило, мысли и поведение личности обуславливают общая «картина мира», общие цели, ценности и нормы любой социальной группы. Согласие с мысленным взором коллектива прямо не связанная с индивидуальным уровнем психологической податливости. А отказ воспринимать мысль большинства коллектива может означать расхождение ее с общими целями и интересами.

Согласие индивида с коллективом может означать две принципиально разные позиции: осознанное восприятие коллективных норм, согласие с ними, т.е. коллективизм, и маскировка за восприятием этих норм равнодушия, социальной инертности.

Противоположный конформизму нонконформизм (франц. non- conformisme, от non — ни и conformisme — приспосабливаться) также может иметь два варианта. В одном из них сознательно и принципиально убежденный человек в правоте своей позиции, противопоставляет себя коллективу и побеждает; в другом - противопоставление личности коллектива рождено тщеславием, чрезмерной заносчивостью и т.п. Для влияния на таких людей нужно наглядно продемонстрировать реальные, а не мысленные результаты их труда, уровень их профессиональной подготовки.

Знание основных характеристик человека как личности дает возможность менеджеру гармонизировать социальные отношения в организации, расставить людей на рабочие места с учетом их личностных качеств, снизить риски возникновения конфликтных ситуаций в коллективе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: