Тип высшей нервной деятельности | Особенности нервных процессов | Тип темперамента | ||
Сила | Уравновешенность | Движимость | ||
Неудержимый | Сильный | Не уравновешенный | Подвижный | Холерик |
Живой | Сильный | Уравновешенный | Подвижный | Сангвиник |
Спокойный | Сильный | Уравновешенный | Инертный | Флегматик |
Болезненный | Слабый | Не уравновешенный | Тормозной (эмоциональный) | Меланхолик |
Оценивание людей по свойствам темперамента дает возможность менеджеру глубже познать своих подчиненных, повысить эффективность управленческой деятельности. При этом необходимо опираться на положительные черты темперамента и одолевать отрицательные: на невыдержанность холерика нужно реагировать тактичностью и сдержанностью; инертности флегматика целесообразно противопоставить активность; эмоциональность и пессимизм меланхолика можно нейтрализовать оптимизмом; в интересах дела скорость реакции сангвиника иногда нужно «притормаживать».
За наблюдениями психологов, меланхолики перед написанием проектов документов тратят много времени на переделывание черновиков, их проверку, исправление; сангвиники пишут черновики сокращенно или совсем обходятся без них; холерики нередко по невнимательности делают элементарные ошибки; флегматики могут не заметить течения времени и опоздать с завершением задания. Поэтому менеджер должен учитывать индивидуально-психологические особенности своих подчиненных, т.е. осуществлять индивидуальный подход к ним.
|
|
С темпераментом человека тесно связанная ее эмоциональность. Оказывается она в силе, направленности и характере эмоций (лат. еmovео — волную, возбуждаю) — чувствительной реакции человека на внешнее влияние. Эмоции могут быть положительными (стеническими) и отрицательными (астеническими). Менеджер должен выстраивать свои отношения с подчиненными так, чтобы у них всегда преобладали положительные эмоции и минимальными были отрицательные. Человек, который находится в плену отрицательных эмоций, едва ли сможет работать эффективно.
Эмоциями владеет все живое. Однако если у животных они обусловлены физическим влиянием, то у человека могут быть стимулированы физическим способом и словом. Поэтому менеджер должен внимательно добирать слова, жесты, поскольку его коммуникативная небрежность может вызвать у подчиненного отрицательное эмоциональное состояние, снижение эффективности его работы. Нельзя также переносить на подчиненных свои отрицательные эмоции, вызванные неурядицами дома, недоразумениями с высшими менеджерами или другими подчиненными.
Нужно также знать степень эмоциональности подчиненных для того, чтобы быть подготовленным к возможному эмоциональному взрыву при контактах с ними. Следует учитывать то, что женщины имеют повышенную эмоциональность сравнительно с мужчинами, и что каждый человек при однообразном движении своей жизни нуждается в эмоциональной разрядке. Поэтому, беспокоясь о психологической стабильности в коллективе, менеджер должен создавать условия и для эмоциональной разрядки сотрудников. На крупных предприятиях с этой целью созданы специальные комнаты эмоциональной разрядки, где работники могут компенсировать недостаток эмоций, вызванный рутинным ходом производственной жизни. Эмоциональную разрядку может организовать и менеджер: доброе слово, букетик цветов женщине в день рождения, комплимент, удачная шутка создают у людей положительное расположение духа на весь рабочий день.
|
|
Управление людьми невозможно без знания формы отношений личности с группой. Во взаимодействии с другими человек может быть конформистом или нонконформистом. Конформизм (лат. conformis — подобный, соответствующий) — принятие готовых стандартов в поведении, признание существующих порядков, норм, правил.
Как правило, мысли и поведение личности обуславливают общая «картина мира», общие цели, ценности и нормы любой социальной группы. Согласие с мысленным взором коллектива прямо не связанная с индивидуальным уровнем психологической податливости. А отказ воспринимать мысль большинства коллектива может означать расхождение ее с общими целями и интересами.
Согласие индивида с коллективом может означать две принципиально разные позиции: осознанное восприятие коллективных норм, согласие с ними, т.е. коллективизм, и маскировка за восприятием этих норм равнодушия, социальной инертности.
Противоположный конформизму нонконформизм (франц. non- conformisme, от non — ни и conformisme — приспосабливаться) также может иметь два варианта. В одном из них сознательно и принципиально убежденный человек в правоте своей позиции, противопоставляет себя коллективу и побеждает; в другом - противопоставление личности коллектива рождено тщеславием, чрезмерной заносчивостью и т.п. Для влияния на таких людей нужно наглядно продемонстрировать реальные, а не мысленные результаты их труда, уровень их профессиональной подготовки.
Знание основных характеристик человека как личности дает возможность менеджеру гармонизировать социальные отношения в организации, расставить людей на рабочие места с учетом их личностных качеств, снизить риски возникновения конфликтных ситуаций в коллективе.