Модель мотивационного механизма на предприятии.
СРС). Классические теории мотивации.
Предисловие к теме:
Эффективность мотивации определяется конечными результатами: высокой производительностью труда, высокой эффективностью, высоким качеством продукции (работ, услуг).
Одной из основных задач в системе управления персоналом является создание эффективной мотивационной системы (мотивационного окружения, мотивационного поля), которая будет способствовать активной, эффективной и продуктивной деятельности персонала для достижения поставленных задач. Мотивационная система представляет собой компоненты, инструменты и методы, которые побуждают работника или группу работников к трудовой производственной деятельности путем влияния на свойственные ему компоненты труда.
В тоже время стоит учесть, что мотивация неразрывно связана с системой стимулирования труда, а это эффективно лишь тогда, когда современный руководитель умеет определить тот уровень выполненной работы, которому отвечает его оплата и системы дополнительных вознаграждений.
|
|
Система стимулов для каждой категории работающих связана с формированием уровня оплаты труда, участием в прибылях, продвижением по службе, предоставлением различных социальных льгот и т.д. По сути, система вознаграждений является эквивалентом статуса и официального признания конкретных работников. Стоит помнить, что эффективность мотивации зависит от возможностей реализации индивидуального подхода к формированию системы вознаграждений различных категорий работающих, а также и в пределах отдельных категорий персонала.
В «компьютерную эпоху» содержание труда на многих предприятиях заметно отличается от норм прошлого столетия (даже 80-90-х годов XX века). Повышение уровня образования, возросшие социальные ожидания работников предъявляют высокие требования и к технологиям управления персоналом.
Для того чтобы деятельность компании была эффективной, сегодня требуются не просто исполнительные, а ответственные и инициативные работники, организованные, стремящиеся к трудовой самореализации. С помощью традиционных форм материального стимулирования и строгого контроля пробудить подлинный интерес к работе невозможно. Только те люди, которые в деятельности могут раскрыть и реализовать свои лучшие качества, будут трудиться с максимальной отдачей и достигать наивысших результатов (в отличие от безынициативных, равнодушных «винтиков»).
«Настроить» сотрудников на творческий подход к работе — непростая задача для руководства, но от ее решения зависит успех компании и возможность дальнейшего развития. Человек работает эффективно только тогда, когда он лично заинтересован в результатах своей деятельности.
|
|
Что же такое мотивация, как она влияет на организационное поведение сотрудников?
Мотивация — это побуждение кого-либо к действию для достижения личных целей или целей организации. Психологи выделяют два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю.
Внутренняя связана с содержанием деятельности и личной заинтересованностью в ее результатах, с осознанием значимости выполняемой работы, со свободой действий, возможностью реализовать свои знания, умения, опыт, развить способности.
Внешняя мотивация формируется под воздействием таких факторов, как условия оплаты труда, социальные гарантии, перспектива карьерного роста, поощрение (наказание) руководителем и т. п. Они оказывают сильное воздействие, но не всегда длительное. Более эффективна система факторов, которая влияет и на внешнюю, и на внутреннюю мотивацию.
Существуют различные способы мотивации, в том числе:
- убеждение — побуждение человека к определенному поведению путем психологического воздействия, внушения, информирования и т. п.;
- принуждение — использование порицания и применение мер наказания в случае невыполнения работником требований руководства;
- стимулирование — косвенное воздействие на личность через изменение внешних обстоятельств, использование стимулов (например, изменение размера зарплаты, предоставление/лишение определенных возможностей, материальных ценностей и др.), побуждающих к ожидаемым действиям.
1* (СРС). Классические теории мотивации (иерархия потребностей А. Маслоу; потребность во власти, успехе (достижении целей) и причастности Д. Макклеланда; двухфакторная модель Ф. Герцберга; теория ожиданий В. Врума; мотивационная теория справедливости»; модель Портера-Лоулера) подробно изучаются в базовом менеджменте при обучении на ОКР «Бакалавр».