Нетрадиционные формы организации учебных занятий

Тема 10

Другие внеурочные формы ПО.

1. Конкурс рабочего мастерства.

Часто применяется взамен контрольно-проверочным урокам. Это комплексное мероприятие, включающее конкурс на проверку знания теоретического материала. Конкурс мастерства вызывает у учащихся большой интерес, особенно если включает различные номинации. Подробные сведения можно найти в литературе библиотеки РГППУ.

2. Кружковая работа организуется двух видов, в зависимости от цели, которую достигают учащиеся на таких занятиях. А) для учащихся по той же профессии, которую они получают в училище. Цель - более углубленное освоение трудовых процессов или более широкое изучение деятельности по профессии, выходящей за рамки основной образовательной программы. Например, получаемая профессия учащегося «Портной», а в кружке он изучает конструирование и моделирование детской одежды. Б) либо по освоению другой профессии, смежной с основной (пример, будущий «Портной» в кружке изучает элементы работы, связанные с профессий «Художник по костюму»). Подробности в литературе библиотеки РГППУ.

3. Итоговая государственная аттестация затрагивает теоретический курс и производственное обучение, а контроль проходит в форме выпускных квалификационных экзаменов. Итоговая аттестация является самым последним мероприятием в профессиональном училище (ПУ). Экзамен состоит из 3-х мероприятий:

Выпускной экзамен – сдача теоретического экзамена междисциплинарного характера (по ряду предметов, в зависимости от получаемой специальности или профессии, например, материаловедению, оборудованию, технологии). Экзамен этот репродуктивный, устный и ориентирован на напряжение памяти учащихся.

Письменная работа (не идет в сравнение с вузом и техникумом) – работа касается вопросов специализации учащегося и посвящена изученным технологическим процессам, диаграммам и схемам. К письменной работе прилагается изделие или его деталь, выполненные самим учащимся, служащая иллюстрацией и подтверждением того, что это действительно может быть сделано. Объем работы не должен превышать 25 страниц, с иллюстрациями в 1-2 листа. Защита проходит публично.

Выпускная квалификационная работа – учащийся выполняет учебно-производственную работу (изготовление изделия или части) перед комиссией, которая уполномочена оценивать и присваивать квалификационный разряд (чаще 3, иногда 4).

Система НПО является прогрессивной и самой лучшей системой в стране по подготовке рабочих на сегодняшний день. Однако, она имеет ряд недостатков. Один из негативов связан с тем, что педагогические коллективы в учебных заведениях начального профессионального образования не дружные. В училищах работают мастера ПО, преподаватели общепрофессиональных и профессиональных дисциплин, предметов школьной подготовки. У них разный образовательный уровень (кто-то закончил педагогический вуз, кто-то технический, кто-то только техникум).

По последним данным, педагогов с высшим образованием в системе НПО – 97%. Вузовские дипломы среди мастеров производственного обучения имеют только 22%. Специализированным высшим образованием (профессионально-педагогическое, инженерно-педагогическое - раннее) обладают только 12% из педагогического состава, среди мастеров - всего 4%. Из этого вытекают последствия - отличные интересы и взгляды на жизнь, различные представления об педагогическом процессе и требованиях к учащимся. У каждой категории преподавательского состава особое и индивидуальное мнение о своей роли в образовательном процессе. Это порождает недоверие друг к другу, иногда дублирование действий друг друга. Мастера ставят свою роль выше остальных (что, на наш взгляд, гипертрофированно). А преподаватели гордятся своей мыслительной работой (и они в этом правы), считают, что дают хорошую теоретическую базу и она важнее в подготовке, чем просто работа руками.

Все же противопоставление не имеет оснований, поскольку и те, и другие – это две стороны одной медали. Для того, чтобы мастера и преподаватели в работе дополняли и обогащали передаваемые знания, навыки и умения, учеными найдены решения проблемы:

· Возможен вариант организации занятий, когда уроки по теории и ПО ведет один человек (в одном лице был мастер и преподаватель). Только недавно в вузах стали готовить специалистов, способных выполнять эту функцию. Раньше мастера выходили только из инженерных техникумов. Но проблема этим решается не до конца. Стране необходимо примерно 200 тысяч педагогов профессионального обучения, а в год выпускается всего 6 тысяч. Понадобиться не один десяток лет, чтобы произошло обновление кадров. Предложен еще вариант.

· Проведение бинарных уроков позволяет разрешить конфликты между преподавателем и мастером.

К нетрадиционным формам организации занятий относятся бинарные уроки и комплексные лабораторные работы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: